erra (erra) wrote,
erra
erra

Category:

система образования

Подумалось о том, что может государство сделать для того, чтобы образование стало эффективным.

Очевидно, что государству нужны умы, даже если они не нужны аппарату чиновников. Поэтому нужна система государственных школ, поделенных, однако, на начальную общеобразовательную и старшую профилированную. В начальной (4 класса, скорее всего) даются чтение, письмо, арифметика, основы географии и истории. Начальная школа бесплатна для всех.

По окончании начальной школы сдаются квалификационные экзамены, те, кто их проходит, продолжают бесплатное обучение в старшей школе, остальные либо прекращают обучение, либо идут в частные платные школы, и в этом смысле необходимо обеспечить строжайший порядок - чтобы ни один ребёнок, не продемонстрировавший либо интеллект, либо одарённость (скажем, гениальному художнику/дизайнеру/актёру совершенно незачем быть математическим гением), не попадал в стены государственной старшей школы - конечно, этот порядок поддерживается в первую очередь высочайшей организацией таких школ, серьёзными зарплатами учителям, - всем, что нужно, чтобы старшая государственная школа была престижной, более престижной, чем частный лицей, - грамотно составленной пропагандой в том числе.

Соответственно, в старшей школе уже делается упор на те предметы, в которых дети наиболее проявили себя, - это означает, что по каждому из предметов необходимы базовый курс и углублённый, возможно даже с разными учителями, хотя вряд ли разделение по учителям потребуется. Это означает отсуствие также понятия "класс", потому что разные ученики будут посещать разные наборы уроков с учётом способностей. Это, конечно, нагрузочка на составление графиков, и прочие особенности бытия, но нерешаемой задачи тут нет.

Идея классных руководителей на данном этапе мне видится также бессмысленной, зато весьма уместным кажется наличие в программе практических уроков по социальному взаимодействию - это, наверное, наиболее тонкий момент, потому что во-первых, для такой работы требуются тонкие психологи, во-вторых, получаются по сути не уроки, а этакие тренинги, причём их вряд ли будет легко совмещать с учебным процессом. Впрочем, пресловутую физкультуру с ним тоже слабо совмещали, можно найти разумный вариант. Кстати, физкультуре тоже определённо быть и тоже определённо быть профильной, бесполезно всех детей чохом загонять на тренажёры, бассейн или настольный теннис, но ещё более бесполезно пускать физкультуру на самотёк.

Далее, неуспевающие ученики из старшей школы отчисляются с любого года обучения, никакой индульгенции вида "прошёл - можно бездельничать". Хотя это не означает драконовских мер, отнюдь, да и подбор учителей должен быть таков, чтобы детям было интересно и занимательно учиться, а не вести вечную войну с произволом глупого взрослого. Это, опять же, вопрос качественной организации.

Возможен вариант организации также и государственных платных школ, особенно с точки зрения бюджетного обеспечения бесплатных - эти детали уже несколько за рамками рассмотрения. Принципиальный момент: лодырей, бездарей и тунеядцев в бесплатной школе быть не должно. Нельзя позволить себе роскошь усреднять обучение.

Соответственно, выпускники старших школ имеют хорошие шансы на стипендии в среднем специальном и высшем образовании, но здесь система тоже должна быть жёсткой: стипендии и бесплатное обучение получают те, кто имеет высшие баллы, остальные платят за обучение сами или нанимаются на предприятия и в фирмы, которые платят за их образование. Собственно говоря, советская образовательная система в этом смысле никогда не была бесплатной - выпускника отправляли "отрабатывать" своё обучение.

В университетах да академиях нужны не только инженерно-технологические да общеобразовательные курсы, но и что-то из области риторики и психологии, с тем чтобы студенты учились мыслить и действовать инициативно, соображать и уметь аргументировать свои соображения. Ну и, наконец, право на соискательство в аспирантуру, работу в НИИ и прочие движения в мире науки получают только стипендиаты. Если уж возобновлять финансирование науки, случайных пассажиров и любителей просиживать штаны туда тоже допускать не следует.

Такая пирамида, надо полагать, сократит количество прошедших, но призвана на выходе повысить качество, притом достаточно сильно. Затраты переходного периода - "большая чистка" во всей образовательной и академической среде, которая может породить социальные волнения, а потому должна быть опять же максимально подготовлена агитацией и пропагандой, чтобы всякому родителю было понятно, что в новой системе у его ребёнка есть Настоящие Шансы.

Tags: тезисы
Subscribe

  • Два дурака на одной пересадке

    erra — Два дурака Великий dz взял и пересвёл старую запись. Ну и я по такому случаю спел заново, исправив старую досадную…

  • Про GameStop и "народных акционеров"

    Зафиксируем для памяти: это не "народ нагнул Уолл-стрит", это дерзкий профи, вполне возможно что и с Уолл-стрита, нагнул рыночек, используя массовку…

  • Плюс на плюс дает минус

    Что-то Яндекс совсем уже во все тяжкие пустился. Лепит в рекламе красивую плашку с одной ценой, а мелким почерком пишет другую (побольше,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments

  • Два дурака на одной пересадке

    erra — Два дурака Великий dz взял и пересвёл старую запись. Ну и я по такому случаю спел заново, исправив старую досадную…

  • Про GameStop и "народных акционеров"

    Зафиксируем для памяти: это не "народ нагнул Уолл-стрит", это дерзкий профи, вполне возможно что и с Уолл-стрита, нагнул рыночек, используя массовку…

  • Плюс на плюс дает минус

    Что-то Яндекс совсем уже во все тяжкие пустился. Лепит в рекламе красивую плашку с одной ценой, а мелким почерком пишет другую (побольше,…