?

Log in

No account? Create an account

The Atlantic '2001. "С Россией покончено". Часть 3. Смерть "общего блага"

« previous entry | next entry »
июн. 14, 2017 | 09:51 am

Часть 1. С Россией покончено
Часть 2. Олигархи у корыта

Призываю читателей не забывать, что текст написан американским авантюристом, приехавшим в Россию за наживой и, возможно, в целях шпионажа или пропаганды, поэтому то, что здесь написано — ни в коем случае не истина в последней инстанции. Это интересный для ознакомления образец того, что люди иной цивилизации думают и знают о нас, неизбежно являясь при этом носителями идеологии и мифов своей цивилизации, а поскольку в данной части затрагиваются вопросы религии и идеологии, клюква становится особенно сочной.

Враждебность, которую россияне чувствуют по отношению к своим властям, происходит не от какого-то врожденного отсутствия чувства гражданского долга, но от террора, насилия и обмана, уже с позднего средневековья являвшихся способом, которым их правители относились к ним. Эта репрессивность имеет корни в их истории, которая очень отличается от западной — это история, которая породила цивилизацию русского православного христианства. В 988 году княжества Киевской Руси (предшественника России, Украины и Белоруссии) приняли христианство от византийских греков, а не от римлян — далеко не незначимое заимствование, учитывая, что Византия была умирающей, а ее религия душила интеллектуальные традиции эллинов. Когда Восточная и Западная Церкви отлучили друг друга, и христианский мир оказался разделен, в Великой Схизме 1054 г. Киевская Русь оказалась религиозно чужда и в политической оппозиции Западной Европе. С тех самых пор русские называют себя православными христианами (т.е. теми, кто прославляет Бога в надлежащим образом), а людей из западных христианских конфессий называют католиками — термин, подразумевающий ересь и возвращающий к теме раскола.

Отдаление от Западной Европы само по себе могло иметь катастрофические последствия для развития России (подразумевая, что взаимодействие с Западом оказало положительное влияние), но спустя два столетия после раскола произошло событие, которое навсегда отравило отношения граждан и государства: нашествие монгольской Орды. Сметая Киевскую Русь на маленьких, быстрых лошадях, стреляя стрелами с костяными наконечниками, которые пронзали русские доспехи, Орда грабила, вырезала и порабощала славянское население до такой степени, что большинство киевских княжеств были выбиты из исторических книг на 200 лет. Запад не подвергался ничему подобному. Монгольское владычество вело к дальнейшей изоляции России, взаимодействие с Западом было ограничено. Монгольские ханы, со всем их великолепием и жестокостью, стали образцом, на который равнялись многие российские правители.

Русские в Киевской Руси считали, что Бог наслал на них Орду в качестве наказания за их безбожие — это была вера, насаждаемая Православной Церковью, которая благоденствовала под монгольской защитой. Однако некоторые князья вступили в сговор со своими монгольскими повелителями, вымогая дань от своих подданных для своих хозяев, и воцарилась смута, которая преобладала среди их княжеств как спровоцировавших нашествие.

В конце концов Москва подчинила себе другие русские княжества и стала достаточно сильна, чтобы сбросить монгольское иго. Московские цари, среди которых главным был Иван Грозный, уничтожили все институты, которые могли бы соперничать с их властью, превратив бояр в слуг, закрепостив крестьян за боярами и использовав православие в качестве своей официальной идеологии — поскольку Православие провозглашало царя наместником бога на земле. Цари использовали людей, чтобы укрепить государство. Московским судом приняты были административные и военные обычаи, сходные с теми, что применяли их бывшие монгольские хозяева, с символикой, заимствованной у византийских греков. Концепция всемогущего государства как божественного оплота против внешних угроз язычников стала первостепенной и была воплощена в абсолютизм, одобренный Православной церковью.

Когда Константинополь пал под ударами турок в 1453 г., Москва стала в глазах русских Третьим Римом (первым был Рим латинян, которые обрушились на варваров, и сейчас был в руках католических "еретиков"; вторым был Рим греков, Византия), единственным оплотом истинной веры. Таким образом, пока Европа наслаждалась эпохами Возрождения, Реформации и Просвещения, Россия, изолированная и полная мессианского чувства собственного превосходства над Западом, страдала от хищнических правителей, склонявшихся к построению сильного государства. Она также расширялась во всех направлениях, поглощая территории, населенные неславянскими этническими группами, превращаясь из Московии в Российскую империю. Самодержец мог допустить развитие, но без гражданского общества, которое могло бы составить ему оппозицию. Вплоть до последних дней царизма выбор русского народа был либо челобитное подчинение, либо восстание с косами наперевес. Выступить против царя было равносильно тому, чтобы презреть Бога, вера и политические убеждения были едины.

На этом историческом фоне к власти в 1917 году пришли большевики. Воспользовавшись всеми преимуществами абсолютистской традиции на Руси, Иосиф Сталин пошел по стопам Ивана Грозного и Петра Великого и занялся укреплением государства, принимающего программы индустриализации и коллективизации сельского хозяйства: он поработил широкие слои населения, чтобы построить промышленность, покорить недра земли и собирать урожаи. Под его руководством государство грабило своих граждан, лишало их земли, заводов, дома и личного богатства, убивая их миллионами в чистках, предназначенных для подавления возможного сопротивления. Вся легитимность, которой располагало государство, проистекала из его способности внушать страх, обеспечивая при этом массы капелькой экономической безопасности, а также из идеологии марксизма-ленинизма, который, с его темами о всеобщей справедливости и победе рабочего класса, хорошо сочитался с мессианскими представлениями русских о месте своей страны в мире. Способность государства внушать страх начала снижаться со смертью Сталина; закат СССР начался с оттепели Никиты Хрущева.

В советское время коммерцией занимались только преступники ради крупных прибылей (и государство было среди них главным: оно жило за счет продажи на Запад нефти, золота и газа, часто извлекаемых из земли с помощью рабского труда). Лицемерие Советской идеологии и убийства Сталинской эпохи глушили уважение к закону и порядку. Мошенники стали героями. Чтобы это пережить, массы возродили средневековые традиции обмана властей. Когда распался Советский Союз, последнее, о чем россияне хотели бы услышать, так это о новых обязательствах якобы для общего блага. Понятие общего блага не пережило советские десятилетия, когда соседи предавали соседей, дети предавали родителей, а государство порабощало или убивало своих граждан, оправдывая свои действия словами о патриотизме и мире на земле. Пока россияне жили в страхе, они жевали государственные лозунги и повиновались. Когда они перестали бояться, они по сути сказали государству: иди к черту.

Продолжение. "Путин Грозный"

Ссылка | Что скажете? |

Comments {0}