erra (erra) wrote,
erra
erra

Categories:

The Atlantic '2001. "С Россией покончено". Часть 3. Смерть "общего блага"

Часть 1. С Россией покончено
Часть 2. Олигархи у корыта

Призываю читателей не забывать, что текст написан американским авантюристом, приехавшим в Россию за наживой и, возможно, в целях шпионажа или пропаганды, поэтому то, что здесь написано — ни в коем случае не истина в последней инстанции. Это интересный для ознакомления образец того, что люди иной цивилизации думают и знают о нас, неизбежно являясь при этом носителями идеологии и мифов своей цивилизации, а поскольку в данной части затрагиваются вопросы религии и идеологии, клюква становится особенно сочной.

Враждебность, которую россияне чувствуют по отношению к своим властям, происходит не от какого-то врожденного отсутствия чувства гражданского долга, но от террора, насилия и обмана, уже с позднего средневековья являвшихся способом, которым их правители относились к ним. Эта репрессивность имеет корни в их истории, которая очень отличается от западной — это история, которая породила цивилизацию русского православного христианства. В 988 году княжества Киевской Руси (предшественника России, Украины и Белоруссии) приняли христианство от византийских греков, а не от римлян — далеко не незначимое заимствование, учитывая, что Византия была умирающей, а ее религия душила интеллектуальные традиции эллинов. Когда Восточная и Западная Церкви отлучили друг друга, и христианский мир оказался разделен, в Великой Схизме 1054 г. Киевская Русь оказалась религиозно чужда и в политической оппозиции Западной Европе. С тех самых пор русские называют себя православными христианами (т.е. теми, кто прославляет Бога в надлежащим образом), а людей из западных христианских конфессий называют католиками — термин, подразумевающий ересь и возвращающий к теме раскола.

Отдаление от Западной Европы само по себе могло иметь катастрофические последствия для развития России (подразумевая, что взаимодействие с Западом оказало положительное влияние), но спустя два столетия после раскола произошло событие, которое навсегда отравило отношения граждан и государства: нашествие монгольской Орды. Сметая Киевскую Русь на маленьких, быстрых лошадях, стреляя стрелами с костяными наконечниками, которые пронзали русские доспехи, Орда грабила, вырезала и порабощала славянское население до такой степени, что большинство киевских княжеств были выбиты из исторических книг на 200 лет. Запад не подвергался ничему подобному. Монгольское владычество вело к дальнейшей изоляции России, взаимодействие с Западом было ограничено. Монгольские ханы, со всем их великолепием и жестокостью, стали образцом, на который равнялись многие российские правители.

Русские в Киевской Руси считали, что Бог наслал на них Орду в качестве наказания за их безбожие — это была вера, насаждаемая Православной Церковью, которая благоденствовала под монгольской защитой. Однако некоторые князья вступили в сговор со своими монгольскими повелителями, вымогая дань от своих подданных для своих хозяев, и воцарилась смута, которая преобладала среди их княжеств как спровоцировавших нашествие.

В конце концов Москва подчинила себе другие русские княжества и стала достаточно сильна, чтобы сбросить монгольское иго. Московские цари, среди которых главным был Иван Грозный, уничтожили все институты, которые могли бы соперничать с их властью, превратив бояр в слуг, закрепостив крестьян за боярами и использовав православие в качестве своей официальной идеологии — поскольку Православие провозглашало царя наместником бога на земле. Цари использовали людей, чтобы укрепить государство. Московским судом приняты были административные и военные обычаи, сходные с теми, что применяли их бывшие монгольские хозяева, с символикой, заимствованной у византийских греков. Концепция всемогущего государства как божественного оплота против внешних угроз язычников стала первостепенной и была воплощена в абсолютизм, одобренный Православной церковью.

Когда Константинополь пал под ударами турок в 1453 г., Москва стала в глазах русских Третьим Римом (первым был Рим латинян, которые обрушились на варваров, и сейчас был в руках католических "еретиков"; вторым был Рим греков, Византия), единственным оплотом истинной веры. Таким образом, пока Европа наслаждалась эпохами Возрождения, Реформации и Просвещения, Россия, изолированная и полная мессианского чувства собственного превосходства над Западом, страдала от хищнических правителей, склонявшихся к построению сильного государства. Она также расширялась во всех направлениях, поглощая территории, населенные неславянскими этническими группами, превращаясь из Московии в Российскую империю. Самодержец мог допустить развитие, но без гражданского общества, которое могло бы составить ему оппозицию. Вплоть до последних дней царизма выбор русского народа был либо челобитное подчинение, либо восстание с косами наперевес. Выступить против царя было равносильно тому, чтобы презреть Бога, вера и политические убеждения были едины.

На этом историческом фоне к власти в 1917 году пришли большевики. Воспользовавшись всеми преимуществами абсолютистской традиции на Руси, Иосиф Сталин пошел по стопам Ивана Грозного и Петра Великого и занялся укреплением государства, принимающего программы индустриализации и коллективизации сельского хозяйства: он поработил широкие слои населения, чтобы построить промышленность, покорить недра земли и собирать урожаи. Под его руководством государство грабило своих граждан, лишало их земли, заводов, дома и личного богатства, убивая их миллионами в чистках, предназначенных для подавления возможного сопротивления. Вся легитимность, которой располагало государство, проистекала из его способности внушать страх, обеспечивая при этом массы капелькой экономической безопасности, а также из идеологии марксизма-ленинизма, который, с его темами о всеобщей справедливости и победе рабочего класса, хорошо сочитался с мессианскими представлениями русских о месте своей страны в мире. Способность государства внушать страх начала снижаться со смертью Сталина; закат СССР начался с оттепели Никиты Хрущева.

В советское время коммерцией занимались только преступники ради крупных прибылей (и государство было среди них главным: оно жило за счет продажи на Запад нефти, золота и газа, часто извлекаемых из земли с помощью рабского труда). Лицемерие Советской идеологии и убийства Сталинской эпохи глушили уважение к закону и порядку. Мошенники стали героями. Чтобы это пережить, массы возродили средневековые традиции обмана властей. Когда распался Советский Союз, последнее, о чем россияне хотели бы услышать, так это о новых обязательствах якобы для общего блага. Понятие общего блага не пережило советские десятилетия, когда соседи предавали соседей, дети предавали родителей, а государство порабощало или убивало своих граждан, оправдывая свои действия словами о патриотизме и мире на земле. Пока россияне жили в страхе, они жевали государственные лозунги и повиновались. Когда они перестали бояться, они по сути сказали государству: иди к черту.

Продолжение. "Путин Грозный"

Tags: история, перевод, статьи
Subscribe

  • Дары осени

    Грибные атласы стращают: у рядовки лиловой, дескать, много похожих на нее и не очень-то съедобных альтернатив, с которыми ее можно спутать. Я,…

  • Станция метро Красносельская, архивный снимок

    К 85-летию Московского метрополитена в библиотеке МЭШ выложили целый фотоальбом, а там такая красота: Вот было бы здорово вернуть этой станции…

  • Каршеринг обывателя: куда, когда, зачем и почем

    Чем еще заняться ночью в тоскливом октябре, когда заболел и вместо солнечной Японии сидишь в хмурой Москве, а у ноутбука дохнет клавиатура, как не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments