?

Log in

No account? Create an account

Pros and cons of carsharing

« previous entry | next entry »
дек. 12, 2016 | 10:09 am

Чтобы подвести итог теме каршеринга в этом блоге, распишу немного подробнее его плюсы, минусы и нюансы.

Прежде всего, слоган "Твой личный общественный транспорт" врет. По совокупности параметров он получается и не личный, и не общественный. Чтобы это показать нагляднее, разберем отдельно по параметрам.

Минусы

Оплата рисков

Это самый важный параметр, по которому каршеринг никак не сопоставим с общественным транспортом. За рулем каршеринговой машины вы рискуете попаданием в ДТП точно так же, как и на собственной машине, и точно так же будете нести убытки, даже если ДТП произошло не по вашей вине, только если на своей это будут убытки от ремонта в части, не покрытой страховой, то на каршеринге это будут минуты аренды, оплаченные вами в ожидании оформления ДТП. И если летом вы ещё теоретически можете закрыть машину и перевести ее в режим ожидания, то в холодное время года вы вряд ли захотите торчать на ветру и на морозе, дожидаясь инспектора.

Трудности с парковкой

Кто-то, наверное, удивится, но каршеринговую машину точно так же трудно припарковать, как и личную, и даже немного труднее, поскольку оставить каршеринговую машину на частной платной парковке с ограниченным въездом-выездом нельзя. Из этого логично вытекает следующий нюанс:

Нужно куда-то идти за машиной

При этом в случае с каршерингом всё ещё забавнее, чем с личной машиной, потому что нужно идти не туда, где вы ее оставили, а в какое-то совсем другое место, каждый раз новое. Да, такси стоит дороже, но оно везет от двери до двери, и вы не несете рисков при попадании в ДТП (кроме потерь времени, но это универсальный риск всех видов транспорта).

Сел и поехал?

Опять нет. Причем каршеринг здесь уникально выделяется в худшую сторону ото всех других видов транспорта, кроме разве что личной машины, но и то вы не учиняете личной машине осмотр с пристрастием всякий раз перед началом движения, а в случае с каршерингом осмотр и фиксация повреждений есть ваша гарантия от отсутствия претензий к вам в дальнейшем, если предыдущий арендатор обошёлся с машиной нехорошо. Ну а чистить от снега и прогревать одинаково что свою, что арендованную. Правда, если каршерингом с утра кто-то успел попользоваться до вас, этот шаг вы выигрываете.

Ну не может же быть, чтобы всё было так плохо, скажете вы? Должны же быть и какие-то плюсы? Конечно, они есть.

Плюсы

Не надо ждать

Этот плюс каршеринг взял, конечно, от личного транспорта. С поправкой на то, что за машиной придется куда-то идти, или их может вообще не оказаться поблизости.

Не надо стоять в пробке

Да, но немного не так, как хотелось бы. Выделенные полосы для общественного транспорта каршерингу недоступны. Зато, в отличие от личной машины, каршеринговую можно бросить на ближайшей разрешённой парковке и уйти пешком (уехать на метро, на автобусе по выделенной полосе) — при условии, что такая парковка поблизости есть, и чем уехать тоже есть.

Дешево

В основном, дешевле, чем на такси. Более того, без пробок из аэропорта дешевле, чем на Аэроэкспрессе, я проверял. И даже более того, на маршруте с пересадками, при двух и более пассажирах в машине может оказаться даже дешевле, чем городским транспортом. В этом смысле каршерингу действительно можно поставить жирный безусловный плюс. При условии, что вас не смущают описанные выше минусы.

Личное пространство

Ну так, на троечку. В личной машине у вас подогнаны зеркала, положение водительского сидения, пахнет духами любимой жены (тёщи, хе-хе), в багажнике можно всякий нужный хлам держать, приемник настроен на любимые станции, телефон аудиосистему цепляет автоматом для ответов на звонки, вы знаете, как машина реагирует на газ и на тормоз, и так далее. В каршеринге ничего этого нет, чистый лист, каждый раз. Но не в автобус через турникет набиваться, это правда.

Экономия времени

По сравнению с городским транспортом возможна, особенно если на маршруте есть пересадки и пешие дистанции, и нет пробок. В остальных случаях нет. Мне, скажем, с утра из дому на работу на машине можно попасть вдвое быстрее, чем городским транспортом, а вечером с работы домой, если только не припоздниться капитально, на машине будет медленнее.

Нюансы

Особенности каршеринга в северных широтах таковы, что летом взять машину совсем не то же самое, что зимой. У смартфонов на морозе быстро садятся батареи, да и руки коченеют, а вам нужно не просто машину осмотреть беглым взглядом, а ещё повреждения сфотографировать, чтобы их потом на вас не повесили, и всё это в -15 или в метель. В тёмное время суток ещё и фонарик потребуется включить, а зимой тёмное время суток начинается вскоре после обеда. Не удивлюсь, если статистика у каршерингов показывает, что при плохой погоде и затемно количество арендуемых машин резко падает.

Далее, внезапно может оказаться, что в машине не работает парктроник, и хорошо, если вы это поймете раньше, чем войдете в непосредственный контакт с препятствием сзади. Вы думаете, информация об этом должна была бы выводиться в параметрах машины в приложении? Я тоже так думаю, но этого нет.

Ну и, как уже упоминалось выше, прогрев и чистка от снега машины с утра за ваш счет. Если быстро-быстро обмахнуть снег ещё теоретически можно на этапе осмотра машины, до начала оплаченной аренды, то завести двигатель, не начав аренду, просто не получится.

Итоговая таблица

Соберем все рассмотренные параметры в одну сводную таблицу и закономерно обнаружим, что максимальным количеством безусловных плюсов отличаются такси и городской общественный транспорт:

ПоказательЛичная машинаКаршерингТаксиГородской транспорт
Кто оплачивает риски?вывыне выне вы
Трудности с парковкой?даданетнет
От двери до двери?нетнетданет
Сел и поехал?не всегданетдада
Надо ждать?нетнетдада
Приходится стоять в пробке?дане всегдадане всегда
Дешево?нетс нюансаминетда
Личное пространстводас нюансаминетнет

Экономию времени в таблицу не заношу, поскольку она возможна на каждом из видов транспорта в разных обстоятельствах.

Очевидно, что должно сойтись несколько факторов (низкая интенсивность движения на дорогах, хорошие погодные условия, желательно еще и светлое время суток), чтобы плюсы каршеринга начали перевешивать его минусы — и как назло, ровно эти же условия делают привлекательным и личный транспорт. Да и общественный транспорт днем ходит часто, а где без пробок, то даже и пунктуально. Вероятно, владельцы каршерингового бизнеса хорошо это сознают, потому что стараются развивать предлагаемые услуги — у Anytime есть не очень большое, но все-таки разнообразие машин в парке, а Делимобиль запускается в Питере и перенимает у конкурентов пакетные тарифы, и так далее. И все же у меня есть большие сомнения в том, что на долгой дистанции этот бизнес жизнеспособен. Буду рад ошибиться в этом, все же один-два раза в месяц лично мне каршеринг может быть полезен, хотя, конечно, я прекрасно обхожусь и без него.

Ссылка | Что скажете? |

Comments {48}

Алексей Минченок

* * *

from: omich
date: мар. 12, 2017 07:16 pm (UTC)
Ссылка

абсолютно не корректно говорить о каршеринге,не учитывая, что им пользуются те же люди, которые выбрасывают раздельно мусор, думаю как сделать лучше не только себе, думаю как пользоваться машиной, но сохранить полезные для здоровья прогулки, спасти планету от перепроизводства железных коробок и тд

каршеринг переживет всю концепцию личного транспорта и нас с вами сто лет в обед тк все к этому и идет в нашей цивилизации - разумно делиться :)

Свои 5 коп. | Развитие

erra

* * *

from: erra
date: мар. 12, 2017 08:56 pm (UTC)
Ссылка

Пользователи общественного транспорта теми же свойствами обладают ) и при этом не увеличивают выбросы CO2 ради личного комфорта ;)

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

Алексей Минченок

* * *

from: omich
date: мар. 12, 2017 09:04 pm (UTC)
Ссылка

подавляющее большинство из них делает это из-за отсутствия выбора, а не потому что сделали его осознанно

а пользователи каршеринга имеют и водительские права и стаж и теоретическую возможность взять кусок метала в кредит, раздувая таким образом культуру потребления, пробки и свалки со сгнившими авто

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

erra

* * *

from: erra
date: мар. 13, 2017 04:27 pm (UTC)
Ссылка

ваши представления об аудитории каршеринга выглядят несколько рафинированно ) равно как и о ее мотивах

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие