Чтобы подвести итог теме каршеринга в этом блоге, распишу немного подробнее его плюсы, минусы и нюансы.
Прежде всего, слоган "Твой личный общественный транспорт" врет. По совокупности параметров он получается и не личный, и не общественный. Чтобы это показать нагляднее, разберем отдельно по параметрам.
Минусы
Оплата рисков
Это самый важный параметр, по которому каршеринг никак не сопоставим с общественным транспортом. За рулем каршеринговой машины вы рискуете попаданием в ДТП точно так же, как и на собственной машине, и точно так же будете нести убытки, даже если ДТП произошло не по вашей вине, только если на своей это будут убытки от ремонта в части, не покрытой страховой, то на каршеринге это будут минуты аренды, оплаченные вами в ожидании оформления ДТП. И если летом вы ещё теоретически можете закрыть машину и перевести ее в режим ожидания, то в холодное время года вы вряд ли захотите торчать на ветру и на морозе, дожидаясь инспектора.
Трудности с парковкой
Кто-то, наверное, удивится, но каршеринговую машину точно так же трудно припарковать, как и личную, и даже немного труднее, поскольку оставить каршеринговую машину на частной платной парковке с ограниченным въездом-выездом нельзя. Из этого логично вытекает следующий нюанс:
Нужно куда-то идти за машиной
При этом в случае с каршерингом всё ещё забавнее, чем с личной машиной, потому что нужно идти не туда, где вы ее оставили, а в какое-то совсем другое место, каждый раз новое. Да, такси стоит дороже, но оно везет от двери до двери, и вы не несете рисков при попадании в ДТП (кроме потерь времени, но это универсальный риск всех видов транспорта).
Сел и поехал?
Опять нет. Причем каршеринг здесь уникально выделяется в худшую сторону ото всех других видов транспорта, кроме разве что личной машины, но и то вы не учиняете личной машине осмотр с пристрастием всякий раз перед началом движения, а в случае с каршерингом осмотр и фиксация повреждений есть ваша гарантия от отсутствия претензий к вам в дальнейшем, если предыдущий арендатор обошёлся с машиной нехорошо. Ну а чистить от снега и прогревать одинаково что свою, что арендованную. Правда, если каршерингом с утра кто-то успел попользоваться до вас, этот шаг вы выигрываете.
Ну не может же быть, чтобы всё было так плохо, скажете вы? Должны же быть и какие-то плюсы? Конечно, они есть.
Плюсы
Не надо ждать
Этот плюс каршеринг взял, конечно, от личного транспорта. С поправкой на то, что за машиной придется куда-то идти, или их может вообще не оказаться поблизости.
Не надо стоять в пробке
Да, но немного не так, как хотелось бы. Выделенные полосы для общественного транспорта каршерингу недоступны. Зато, в отличие от личной машины, каршеринговую можно бросить на ближайшей разрешённой парковке и уйти пешком (уехать на метро, на автобусе по выделенной полосе) — при условии, что такая парковка поблизости есть, и чем уехать тоже есть.
Дешево
В основном, дешевле, чем на такси. Более того, без пробок из аэропорта дешевле, чем на Аэроэкспрессе, я проверял. И даже более того, на маршруте с пересадками, при двух и более пассажирах в машине может оказаться даже дешевле, чем городским транспортом. В этом смысле каршерингу действительно можно поставить жирный безусловный плюс. При условии, что вас не смущают описанные выше минусы.
Личное пространство
Ну так, на троечку. В личной машине у вас подогнаны зеркала, положение водительского сидения, пахнет духами любимой жены (тёщи, хе-хе), в багажнике можно всякий нужный хлам держать, приемник настроен на любимые станции, телефон аудиосистему цепляет автоматом для ответов на звонки, вы знаете, как машина реагирует на газ и на тормоз, и так далее. В каршеринге ничего этого нет, чистый лист, каждый раз. Но не в автобус через турникет набиваться, это правда.
Экономия времени
По сравнению с городским транспортом возможна, особенно если на маршруте есть пересадки и пешие дистанции, и нет пробок. В остальных случаях нет. Мне, скажем, с утра из дому на работу на машине можно попасть вдвое быстрее, чем городским транспортом, а вечером с работы домой, если только не припоздниться капитально, на машине будет медленнее.
Нюансы
Особенности каршеринга в северных широтах таковы, что летом взять машину совсем не то же самое, что зимой. У смартфонов на морозе быстро садятся батареи, да и руки коченеют, а вам нужно не просто машину осмотреть беглым взглядом, а ещё повреждения сфотографировать, чтобы их потом на вас не повесили, и всё это в -15 или в метель. В тёмное время суток ещё и фонарик потребуется включить, а зимой тёмное время суток начинается вскоре после обеда. Не удивлюсь, если статистика у каршерингов показывает, что при плохой погоде и затемно количество арендуемых машин резко падает.
Далее, внезапно может оказаться, что в машине не работает парктроник, и хорошо, если вы это поймете раньше, чем войдете в непосредственный контакт с препятствием сзади. Вы думаете, информация об этом должна была бы выводиться в параметрах машины в приложении? Я тоже так думаю, но этого нет.
Ну и, как уже упоминалось выше, прогрев и чистка от снега машины с утра за ваш счет. Если быстро-быстро обмахнуть снег ещё теоретически можно на этапе осмотра машины, до начала оплаченной аренды, то завести двигатель, не начав аренду, просто не получится.
Итоговая таблица
Соберем все рассмотренные параметры в одну сводную таблицу и закономерно обнаружим, что максимальным количеством безусловных плюсов отличаются такси и городской общественный транспорт:
Показатель | Личная машина | Каршеринг | Такси | Городской транспорт |
---|---|---|---|---|
Кто оплачивает риски? | вы | вы | не вы | не вы |
Трудности с парковкой? | да | да | нет | нет |
От двери до двери? | нет | нет | да | нет |
Сел и поехал? | не всегда | нет | да | да |
Надо ждать? | нет | нет | да | да |
Приходится стоять в пробке? | да | не всегда | да | не всегда |
Дешево? | нет | с нюансами | нет | да |
Личное пространство | да | с нюансами | нет | нет |
Экономию времени в таблицу не заношу, поскольку она возможна на каждом из видов транспорта в разных обстоятельствах.
Очевидно, что должно сойтись несколько факторов (низкая интенсивность движения на дорогах, хорошие погодные условия, желательно еще и светлое время суток), чтобы плюсы каршеринга начали перевешивать его минусы — и как назло, ровно эти же условия делают привлекательным и личный транспорт. Да и общественный транспорт днем ходит часто, а где без пробок, то даже и пунктуально. Вероятно, владельцы каршерингового бизнеса хорошо это сознают, потому что стараются развивать предлагаемые услуги — у Anytime есть не очень большое, но все-таки разнообразие машин в парке, а Делимобиль запускается в Питере и перенимает у конкурентов пакетные тарифы, и так далее. И все же у меня есть большие сомнения в том, что на долгой дистанции этот бизнес жизнеспособен. Буду рад ошибиться в этом, все же один-два раза в месяц лично мне каршеринг может быть полезен, хотя, конечно, я прекрасно обхожусь и без него.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →