erra (erra) wrote,
erra
erra

Categories:

Центр профориентации и музей Московского метрополитена

Метро настолько давно вошло в повседневную жизнь города, что мало кто задумывается о том, что у него есть своя история, свои раритеты и артефакты, свои музейные ценности. Надо сказать, и сам метрополитен до последнего времени не особо занимался сохранением своей истории, не говоря уже о привлечении интереса публики. Но всё меняется.

В прошлом году в честь 80-летия метро был восстановлен до ходового состояния состав из вагонов типа А, а в день 80-летия метро был открыт Центр Профориентации Московского метрополитена, в котором помимо учебных пособий разместилась и небольшая музейная экспозиция. Именно туда mosblog и организовал нашу небольшую экскурсию, которую для нас провёл сотрудник Центра Михаил Люшин.
Экскурсовод

Балкон над станцией, пусть даже большой, — не самое удачное помещение для музея, впрочем, и экспонатов в нём пока что немного. Часть экспонатов предоставил давно уже существующий Народный музей истории Московского метрополитена, попасть в который не так уж легко из-за его графика работы. Метрополитен планирует выделить отдельно стоящее здание с соответствующим образом организованными залами и объединить под его крышей оба музея.

Исторические фотоколлажи разместились вдоль стены лекционного зала. Здесь и самое начало, и годы войны, и послевоенная жизнь.
История

Отдельная секция посвящена пуску первой очереди. О нём рассказывает и чудом сохранившийся фильм "Есть метро!", представленный в коллекции лекционного зала. Вот вы знали, например, что бетона, ушедшего на строительство первой очереди, хватило бы на шоссе от Москвы до Ленинграда и ещё на всё Садовое кольцо?

Когда на строительство по партийному призыву пришли комсомольцы, проектное название станции "Каланчёвская площадь" было заменено на "Комсомольская площадь", но потом случился прорыв плывуна, в результате которого погибли люди, и в их честь станция получила своё окончательное название "Комсомольская". На площади также предполагался памятник комсомольцам-строителям, но в итоге он так и не был поставлен.
Схема линии

Строительство метро уже в те годы планировали с размахом. Как это бывает с планами, впоследствии они неоднократно менялись.
Старая схема

А вот настоящий музейный экспонат: пульт дежурного по станции "Александровский сад", которая в те годы называлась Калининской.
Пульт дежурного по станции Александровский сад

И ещё один пульт дежурного по станции "Парк Культуры". Шутка ли, почти 40 лет в строю! Чуть-чуть до XXI века не дотянул.
Пульт дежурного по станции Парк Культуры

Довольно большая экспозиция макетов. Вот, например, макеты подвижного состава, причём 81-740 здесь ещё носит своё заводское рабочее название "Скиф".
Макеты вагонов

А вот макет посерьёзнее. Это, ни много, ни мало, конструкторский прототип вагона типа "Г". Он интересен, например, расположением и количеством черпаков вентиляции на крыше — в ходе испытаний стали очевидны недостатки такой схемы, и к выходу вагонов на линию схема стала той, которую мы видим и сегодня на вагонах "Еж3" и 81-717/714.
Конструкторский макет вагона типа Г

А вот ещё более любопытный макет. Это тележка типа "У", которая использовалась на вагонах типа "Г". Макет был изготовлен специально для обучения слесарей по ремонту подвижного состава, и они разбирали и собирали этот макет, готовясь к работе с реальными тележками.
Разборный макет тележки

Ещё один макет тележки, на этот раз самой современной, для составов 81-760/761 ("Ока"). Чёрные "шины" пневматической подвески, ставшие уже стандартом для подвижного состава, впервые появились на вагонах типа "Яуза" (81-720/721).
Тележка вагона 81-760 (Ока)

Начальник Московского метрополитена передал музею свою коллекцию макетов зарубежного подвижного состава...
Коллекция Д.В.Пегова

... а также своё удостоверение машиниста. Хороший, кстати, мотиватор для молодых, как по мне.
Удостоверение машиниста Д.В.Пегова

Есть в экспозиции музея и коллекция различных проездных билетов и жетонов, и памятки к датам и юбилеям, как например, эта мега-карточка в честь открытия двухсотой станции:
Есть 200 станций!

Есть и довольно странные... э-э... арт-объекты.
Блюдо с Яузой

Поскольку музей функционирует на базе центра профориентации, часть экспозиции интерактивна и направлена на то, чтобы заинтересовать юных посетителей работой служб метро. На специальных стендах можно собрать участок пути, водопровод, схему сигнализации. А для любителей загадок есть мини-квест.
Агитация

Квест состоит из серии загадок-ребусов, отгадав который, предлагается взять висящую при нём печать и поставить в соответствующий кружок. А вы знаете ответ?
Ребус и печать

Гвоздём программы, конечно, является действующий тренажёр кабины типа 81-760. К моему большому сожалению, на экране не дополненная реальность (снятые на видео реальные тоннели с дорисованными по необходимости элементами), а полностью искусственная визуализация, к тому же местами довольно-таки некачественная. Надеюсь, что собственно машинистов готовят на более новой версии, а старую просто отдали на растерзание детям.
Тренажер машиниста

Впрочем, если не придираться к деталям, степень достоверности довольно высокая. Севший за контроллер tushinetc доволен. А ребята-машинисты всё повторяют доведенные до автоматизма фразы: "Ставьте ручку в положение Ход-4 и разгоняйтесь до 75 км/ч... Включите запись... Нажмите разблокировку дверей..."
Блогеры тестируют интерфейс

А сбоку расположен пульт инструктора, который может подсунуть курсанту неприятность — неисправность учинить или, скажем, человека уронить на рельсы. Работает, как видите, под Windows.
Пульт управления тренажёром

Всего, конечно, не покажешь — лучше приходите и смотрите сами, с 10 до 18 в любой день, кроме понедельника.
Вход

Спасибо за внимание!

Tags: метро, музеи, обзоры, фото
Subscribe

  • Дары осени

    Грибные атласы стращают: у рядовки лиловой, дескать, много похожих на нее и не очень-то съедобных альтернатив, с которыми ее можно спутать. Я,…

  • Станция метро Красносельская, архивный снимок

    К 85-летию Московского метрополитена в библиотеке МЭШ выложили целый фотоальбом, а там такая красота: Вот было бы здорово вернуть этой станции…

  • Лада Калина? Нет, Datsun mi-DO

    Нечастая в этом уютном тема авторевю пополнилась свежим экземпляром: взял напрокат для небольшой поездки Datsun mi-DO. Не будучи знатоком и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments