erra (erra) wrote,
erra
erra

Category:

Центр подготовки пилотов Суперджета

Чем старше мальчики, тем больше у них игрушки. Правда, чем больше игрушка, тем больше рисков окружающим она создаёт. Вот, например, самолёт — офигенная же игрушка: большая, сложная, красивая, ещё и летает. И в то же время играть в неё мало того, что очень непросто, так чаще всего и вообще нельзя: заиграешься — убьёшься, а если самолёт гражданский, так ещё и людей угробишь. Однако игра необходима — чтобы к моменту, когда пилоту доверили самолёт с людьми, он был способен вытащить его из самых разных опасных ситуаций, чтобы у него был наработан опыт на всякую закавыку. И вот для этой цели люди придумали ещё одну игрушку, внутри которой чувствуешь себя как в настоящем самолёте. Снаружи она выглядит примерно как марсианский боевой треножник:
FFS: Full Flight Simulator


Но всё по порядку. Знакомьтесь: Юриус Якшис, руководитель инструкторов по лётной подготовке, и Андрей Васильевич Куров, заместитель начальника Лётной службы, лётчик-испытатель АО «ГСС», испытатель 1 класса, военный лётчик-инструктор 1 класса, пилот Гражданской Авиации 1 класса. Эти строгие, но справедливые мужики учат, а затем и принимают экзамены у будущих пилотов Суперджета.
Юриус ЯкшисАндрей Васильевич Куров

Подготовка одного пилота состоит из 5 сеансов на неподвижном тренажёре и 6 сеансов на том самом боевом треножнике, который на самом деле Комплексный пилотажный тренажёр или Full Flight Simulator (FFS) — надеюсь, я правильно запомнил. Далее пилот сдаёт экзамен, и если он допускает слишком много ошибок, у него есть три сеанса на доподготовку, после чего экзамен у него принимает другой инструктор. Если вторая попытка не увенчалась успехом — давай, до свиданья, весь курс заново. А курс стоит пару миллионов рублей, так что нерадивый лётчик, скорее всего, будет иметь очень суровый разговор с руководством.

На самом деле лётных тренажёров в центре подготовки три. Самый простой из них процедурный (FPTD — Flight Procedure Training Device), он имитирует только приборную доску, пульты и органы управления самолётом. На нём пилоты знакомятся с самолётом и отрабатывают процедуры управления. Неподвижный летный тренажер 5 категории (FTD LV — Flight Training Device Level V) — это уже полноценная имитация кабины, только её никто не раскачивает, не наклоняет и не трясёт. Ну а FFS — это самая дорогая (дороже готового самолёта) и самая реалистичная игрушка, которая позволяет пилотам побывать в самых серьёзных лётных переделках, не рискуя при этом жизнью и самолётом.

Но лётными тренажёрами дело не ограничивается. Для пилотов есть ещё обучающие компьютерные системы, которые используются для изучения матчасти и закрепления теоретического курса практикой, а для экипажей — тренажёр «Дверь», который знакомит бортпроводников с работой основной дверью самолёта, и тренажёр аварийно-спасательной подготовки (Cabin Emergency Evacuation Trainer — CEET), в котором бортпроводники и пилоты отрабатывают взаимодействие по обеспечению безопасного покидания самолета пассажирами в аварийных ситуациях. Вот он какой:
CEET: Cabin Emergency Evacuation Trainer

Выглядит простенько, а на самом деле умеет трястись, дымить и иными способами обеспечивать реалистичность аварийной ситуации. Внутри имитация типовой двухклассовой комплектации салона (бизнес+эконом):
Салон

А также имитация кабины. Усечённая, но обычно и такой не делают. Побывавший на этом тренажёре задолго до нас denokan высоко оценил такое внимание к деталям.
Кабина

Конечно, сложно избежать соблазна опробовать аварийную эвакуацию. В прыжке Саид Аминов, главный редактор интернет-сайта «Вестник ПВО»
Эвакуация!Летим
Контакт!Посадка

Но пойдёмте же посмотрим на главную игрушку, новейший тренажёр класса «Reality 7», разработанный компанией Thales Training & Simulation совместно с компанией АО «Гражданские самолеты Сухого».
Открыто, входите

Тренажёр имеет электрогидравлическую систему подвижности, современную систему визуализации с LCOS-проекторами и рабочую станцию инструктора с улучшенной эргономикой. Вот эти два экрана слева и являются "пультом бога", откуда инструктор создаёт пилоту трудности и смотрит, как тот выкрутится.
Пристегните ремни!

Едва оторвав самолёт от полосы в условном Иннсбруке, Андрей Васильевич начинает демонстрировать нам, как самолёт борется за выживание со спятившим пилотом — сам добавляет или убавляет тягу (РУДы при этом перемещаются, что выгодно отличает Суперджет от Эйрбаса), убирает закрылки, ограничивает предельный крен и тангаж — словом, выполняет главную задачу пассажирского лайнера: безопасную перевозку пассажиров. Я намеренно не стал стабилизировать видео, чтобы было лучше понятно, как сотрясается тренажёр.


Картинка для сидящих в пилотских креслах предельно реалистичная, хотя зрителям позади, особенно стоящим, заметны "швы", где центральная проекция переходит в боковые. Все приборы и органы управления воспроизводят реальную кабину, при выпуске интерцепторов возникает характерная тряска, при разгоне натурально вдавливает в кресла, на посадке есть толчок — словом, верится легко. На этапе отладки тренажёра Андрей Васильевич два месяца гонял его в различных режимах, сравнивая ощущения с реальным пилотажем, и давал обратную связь разработчикам тренажёра, чтобы они донастроили отклик.
В полете

Не мог удержаться и пробился в кресло второго пилота. Что могу сказать — имея весьма приблизительные представления о том, как осуществляется пилотирование, я тем не менее ощутил, как "самолёт" отзывается на управление. Ощущения невероятные, даже жаль, что пилотом стать мне определённо не светит. А потом Андрей Васильевич заломил лихой манёвр, по крутой траектории "уронив" самолёт к торцу полосы и в последний момент выровняв его для посадки, и уже пора было освободить тренажёр для подготовки пилотов.

Спасибо ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» и лично Ольге Звоновой, Марии Мусаровой и Андрею Васильевичу Курову за эту незабываемую экскурсию!

Tags: авиация, обзоры, суперджет
Subscribe

  • Дары осени

    Грибные атласы стращают: у рядовки лиловой, дескать, много похожих на нее и не очень-то съедобных альтернатив, с которыми ее можно спутать. Я,…

  • Станция метро Красносельская, архивный снимок

    К 85-летию Московского метрополитена в библиотеке МЭШ выложили целый фотоальбом, а там такая красота: Вот было бы здорово вернуть этой станции…

  • And if the dawn breaks open many years too soon

    В этом году моему замечательному другу dz стукнул полтос, и по этому поводу было много музыки. Как по мне, так даже неплохо получилось,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Дары осени

    Грибные атласы стращают: у рядовки лиловой, дескать, много похожих на нее и не очень-то съедобных альтернатив, с которыми ее можно спутать. Я,…

  • Станция метро Красносельская, архивный снимок

    К 85-летию Московского метрополитена в библиотеке МЭШ выложили целый фотоальбом, а там такая красота: Вот было бы здорово вернуть этой станции…

  • And if the dawn breaks open many years too soon

    В этом году моему замечательному другу dz стукнул полтос, и по этому поводу было много музыки. Как по мне, так даже неплохо получилось,…