erra (erra) wrote,
erra
erra

Category:

Альпийские горнолыжные курорты. Часть 1: общие сведения.

Горнолыжные курорты есть во многих и многих странах, включая такие неочевидные для нашего ума на первый взгляд места, как Иран или Ливан. Однако с точки зрения возможности "покататься на все деньги" для жителей европейской полосы России, как это ни обидно, пальму первенства держат Альпы, а отнюдь не Урал и не Кавказ.

Почему?

Чтобы понять, почему это так, нужно поближе взглянуть на структуру расходов на горнолыжный отпуск. Типичными составляющими являются проезд (как правило, перелёт плюс доставка из аэропорта и в аэропорт), жильё, ски-пассы (билеты на подъёмники, кто не в курсе), питание, возможно прокат оборудования. Помимо таких сугубо материальных расходов, есть ещё расходы непрямые, например: время ожидания в очередях на подъёмники, количество нервов, потраченных на нештатные ситуации, и т.п. Есть и совсем не денежные показатели, которые тем не менее влияют на качество отдыха в целом: количество и качество трасс и внетрассовых зон катания, их длина, перепад высот, наличие сопутствующей инфраструктуры (например, наличие детских городков, в которые можно сдать на полдня маленького ребёнка под присмотр профессионалов и спокойно покататься в это время). Вот по итогам суммирования всех этих показателей соотношения цены и качества люди и едут в Альпы.

Так почему же именно Альпы? Почему не Татры, не Карпаты, не Саяны и не Хибины? Прежде всего именно по нематериальным показателям: по очередям (точнее, их отсутствию) на подъёмниках, кормёжке, разнообразию трасс и уровню сопутствующей инфраструктуры в целом. Может статься, что в Словакии или Польше вы тоже не встретите на подъёмниках больших очередей, но любителям разнообразия там будет элементарно скучно, а если курорт всё же оказался забит под завязку, тогда и очередей не избежать. Собственно говоря, везде, где снизу идёт один подъёмник, и особенно если он маломестный, наличие на нём очереди в определённый интервал времени гарантировано. Поэтому, собираясь на какой-нибудь новый для себя курорт, не поленитесь вчерне ознакомиться со схемой трасс и подъёмников, чтобы представлять себе, что вас ждёт в этом плане.

Титанический труд по классификации подъёмников с иллюстрациями написал denaol, и мне нечего к нему добавить, поэтому рекомендую ознакомиться тем, кто этого ещё не сделал. Ну а те, кто уже в курсе, могут сами представить, сколько придётся стоять в очереди на медленный двухкресельник, если альтернативы нет, а на курорт приехало, скажем, 400 человек, из которых 200 вышло на гору к 9 утра. Это, кстати, достаточно оптимистичные цифры, в реальности всё гораздо злее. На популярном в Сибири курорте близ посёлка Шерегеш (гора Зелёная) было в порядке вещей простоять в очереди на подъёмник по полчаса, а на Эльбрусе люди и по 3-4 часа стояли. На этом фоне самая длинная очередь, в которой нам приходилось стоять во Франции, Швейцарии или Италии, длительностью 15 минут, смотрится более чем выигрышно, а если отметить, что образуется она как правило раз в день (в начале или в конце катания на ключевом для данной зоны подъёмнике), то и вовсе сравнивать нечего.

Однако различиями в сервисе диспозиция не исчёрпывается, можно сравнить и по деньгам. Например, в небезызвестном Кировске или в том же Шерегеше основной статьёй дохода местного населения является сдача квартир лыжникам. Пару лет назад за койку в Кировске в непосредственной близости от "городского" склона в апреле турист платил в районе 300-500р в сутки, в зависимости от величины квартиры и количества проживающих, соответственно. Т.е., если приехать на неделю, расходы на жильё составят от 2100 до 3500р на человека. За эти деньги вы будете жить в классической советской квартире, что в принципе нормально. Но теперь вспомним, как мы заплатили 1300 евро на троих за апартамент на две недели на Новый год во французском городке Тинь, из которого до подъёмников почему-то идти было ближе, до супермаркета вообще рукой подать, а количество и качество подъёмников и трасс сравнивать просто бессмысленно, и получится, что в Кировск имеет смысл ехать только при наличии острого желания покататься в апреле, или когда финансы в принципе не позволяют заплатить за жильё больше.

Но это если сравнивать с Кировском, а если с Красной Поляной, скажем, то тамошние 800р в день (в лучшем случае!) за койку плюс порядка 1000р в день за ски-пасс уже вплотную приближаются к европейским ценам, а качество, увы и ах, продолжает оставлять желать много лучшего. А ведь есть ещё кормёжка, и тут соотношение вообще не в нашу пользу: при практически сравнимых деньгах европейская еда у нашей выигрывает вчистую. Можно понадеяться, что со временем ситуация на наших курортах улучшится — рассказывают, что на Домбае и Эльбрусе появились-таки гондольные подъёмники, пропускная способность которых позволяет радикально сократить размеры очередей, однако до появления на Кавказе европейского проката, европейского качества кухни и продуктовых магазинов для желающих готовить самостоятельно, к сожалению, ещё далеко.

Куда податься?

Не буду утверждать, что в Альпах хорошо всё и везде. Курорты отличаются и по направленности (для пляжников или для лосей), и по разнообразию, и по сопутствующей инфраструктуре. Кроме того, стоимость доставки тоже может варьироваться достаточно значительно. Для тех, кто хочет найти оптимум и не ставит при этом задачи попасть на совершенно конкретный курорт, могу порекомендовать на начальной стадии планирования параллельно смотреть авиабилеты и стоимость апартаментов, поскольку это две существенных составляющих цены. Если вы найдёте удачное сочетание, альпийский отдых может оказаться чуть ли не дешевле российского, но, как я уже упоминал выше, нужно не полениться заодно изучить схему трасс курорта, чтобы осознать, каковы перспективы вашего размещения. Например, в феврале 2008 года мы очень дёшево сняли апартамент в швейцарской деревушке Торгон, но чтобы попасть из неё в зоны, где катание становилось по-настоящему интересным, приходилось преодолевать минимум три подъёмника. С другой стороны, жить по расценкам российского курорта, а за три подъёма оказываться в совершенно других условиях катания — это совсем неплохо, не правда ли?

Но вернёмся к аэропортам. Вокруг Альп не так уж много аэропортов, все они наперечёт. Есть всего 4 крупных аэропорта: это Мюнхен, Милан, Женева и Цюрих, их используют для попадания на австрийские, итальянские, французские и швейцарские курорты, соответственно. Особняком стоит Венеция, из которой едут в Доломиты: поток туристов собственно в Венецию создаёт серьёзную конкуренцию тем, кто хочет найти дешёвые билеты на это направление.

Есть довольно много аэропортов поменьше, в которые может быть мало регулярных рейсов (и они дороги), но могут найтись распродажи или чартеры. Для Австрии это Иннсбрук и Зальцбург, а также немецкий Штутгарт, для Швейцарии Берн, для Франции Гренобль, Анси (Annecy) и Шамбери, а в Италии также летают в Турин ли Верону. Все эти альтернативы находятся на уровне вариантов "наудачу", за 5 лет нам ни разу не довелось ими воспользоваться.

Трансфер из аэропортов на курорт и обратно в достаточно большом количестве случаев может быть осуществлён общественным наземным транспортом (железная дорога и автобус), но если в компании есть хотя бы один водитель, часто дешевле и удобнее бывает взять машину напрокат. Помимо возможности не зависеть от расписаний (а бывало, что из апартаментов на утренний рейс приходилось уезжать в 4 утра), это ещё и возможность посетить курорты, расположенные недалеко от курорта базирования.

Далее по проживанию. На любом курорте есть отели, но как правило они достаточно дороги. Помимо отелей встречаются пансионы и гостевые дома (преимущественно в Австрии), а также апартаменты. Апартаменты являются самым дешёвым вариантом размещения на горнолыжных курортах и представляют собой мини-квартиры, т.е. в отличие от отельных номеров позволяют готовить и тем самым существенно экономить на еде. Являясь лакомым кусочком, апартаменты как следствие максимально сложны в заполучении, особенно в высокий сезон (Новый год и февраль), поэтому позаботиться об их бронировании нужно существенно заблаговременно. Достаточно типична ситуация, когда к концу сентября все новогодние каникулы уже раскуплены.

Наконец, прокат. Если кататься только в Европе, обзаводиться собственными лыжами и досками не просматривается ни единой причины: даже на новогодние праздники можно найти оборудование на прокат в пределах 150 евро за две недели, и это будет оборудование того класса, за которое придётся выложить от 400 евро и выше, плюс к тому вы не имеете при перелётах доплат за перевес или негабаритный багаж.

О конкретных курортах и национальных особенностях — в следующем выпуске :)

Tags: горные лыжи, обзоры, страны
Subscribe

  • Дары осени

    Грибные атласы стращают: у рядовки лиловой, дескать, много похожих на нее и не очень-то съедобных альтернатив, с которыми ее можно спутать. Я,…

  • Станция метро Красносельская, архивный снимок

    К 85-летию Московского метрополитена в библиотеке МЭШ выложили целый фотоальбом, а там такая красота: Вот было бы здорово вернуть этой станции…

  • Каршеринг обывателя: куда, когда, зачем и почем

    Чем еще заняться ночью в тоскливом октябре, когда заболел и вместо солнечной Японии сидишь в хмурой Москве, а у ноутбука дохнет клавиатура, как не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Дары осени

    Грибные атласы стращают: у рядовки лиловой, дескать, много похожих на нее и не очень-то съедобных альтернатив, с которыми ее можно спутать. Я,…

  • Станция метро Красносельская, архивный снимок

    К 85-летию Московского метрополитена в библиотеке МЭШ выложили целый фотоальбом, а там такая красота: Вот было бы здорово вернуть этой станции…

  • Каршеринг обывателя: куда, когда, зачем и почем

    Чем еще заняться ночью в тоскливом октябре, когда заболел и вместо солнечной Японии сидишь в хмурой Москве, а у ноутбука дохнет клавиатура, как не…