erra (erra) wrote,
erra
erra

Марсель

На контрасте с упорядоченной Голландией, особенно чинной Гаагой, Марсель как достойный представитель Франции встречает нас до боли родным бардаком. Ещё на вылете из Амстердама группа развесёлых французов громко ржёт в самолёте, явно подбодрившись пирожком с коноплёй с утра пораньше. В аэропорту Марселя бедолаги, прилетевшие из Ираклиона, ждут своего багажа, провожая завистливыми взглядами наши чемоданы, почему-то выгруженные на ту же ленту. В сетке тарифов на проезд упомянут недельный проездной на автобус-шаттл из аэропорта в город и обратно, совмещённый с проездным по Марселю. Но купить его, оказывается, нельзя. Почему? Потому что он только для тех, кто работает в аэропорту. Спрашивается в задачнике: зачем тогда вешать объявление об этих тарифах прямо на остановке автобуса и — тада! — по-английски?

Велосипедных дорожек в Марселе не наблюдается, зато широко распространены велосипеды в аренду. Цены демократические: 1 евро за абонемент на неделю, до получаса использования бесплатно, далее 1 евро в час. Такой сервис вообще распространён в Европе, а во Франции в особенности. Движение в меру безумное: тут найдутся и любители проехать на "бледно-розовый", и дорогу пешеходам уступят не все. Под ноги тоже надо смотреть: запросто можно вступить во что-нибудь с запашком-с... Не потому, что французы страдают недержанием, а потому, что они не убирают за собаками. В Париже, впрочем, та же беда. Говорят. Мы пока не видели.

Зато кухня, конечно, выше всяких похвал. Французы божественно обращаются с яблоками (ах эти яблочные пироги tarte tatin! ах, этот натуральный яблочный сок!), рыбой и морепродуктами (не припомню, чтобы я где-нибудь ещё пробовал настолько вкусного лаврака, он же sea bass), багетами и даже банальной курицей. Про сыр я просто промолчу.

В первый день после прилёта погода хмурится, фотографии, сделанные в процессе прогулки к собору Богородицы-заступницы стражи (Notre Damme de la Garde), требуют беспощадного вытягивания. Зато равноденствие радует летним солнышком и безоблачным небом, под которым за 6 часов с остановками на утренний кофе и дневной омлет можно запросто обойти практически всю историко-культурную часть родины майонеза и Марсельезы (гимна Франции, между прочим), полюбовавшись немногочисленными старыми соборами, тихими закутками типа Площади мельниц, на которой когда-то их было целых 15, а сейчас не осталось ни одной, посетить Площадь Сталинграда и Площадь Севастополя, Богородицу-на-горе (Notre Damme du Mont) и закончить маршрут всё у той же Префектуры устья Роны (Préfecture des Bouches-du-Rhône), крупнейшей реки во Франции, которая впадает в Средиземное море чуть в стороне от города.

Самой высокой точкой в городе является холм, на котором расположилась Notre Damme de la Garde, однако закат красочнее всего снимать с мыса в парке Фаро (Le Pharo), особенно если дождаться, пока включится подсветка архитектурных памятников. Большой кафедральный собор (Cathedrale de la Major), к сожалению, не подсвечивают, так что в сумерках он тихо растворяется в огнях вечернего города. Если повезло с положением Луны, то по гавани старого порта (Vieux Port) протянется дорожка.

"Вот уж где-где, а здесь проблем с вкусно пожрать просто не бывает!" — претенциозно восклицаю я в пылу полемики, и вскоре обнаруживаю, как сильно ошибаюсь. Примерно с двух часов дня и до шести-семи вечера все рестораны или закрыты совсем, или подают только напитки. В Париже, говорят, с этим ещё злее, ланч заканчивается чуть ли не в половине первого. Однако, попав сегодня под дождь в районе трёх, ничего такого не обнаружили, перекусили в баре за милую душу. Впрочем, в Париже в туристической зоне полно киосков, которые пекут блины и большие мягкие французские вафли (конечно, не такие прекрасные, как бельгийские гофры, но тоже ничего), так что выжить можно. Что же касается Марселя, ужинать нам больше всего понравилось в маленьком ресторанчике La Karbonade (42 Quai de Rive Neuve) со скромным, но уютным интерьером и бесплатным WiFi. По крайней мере, именно там лаврак был особенно прекрасен.

Немного технических подробностей. В аэропорт Марселя с вокзала Сен-Шарль ходит автобус-шаттл каждые 20 минут. Есть ещё пригородный поезд, но его расписание значительно более дыряво. Билет на шаттл стоит восемь с половиной евро — совсем немало. Объявления на экране в шаттле повторяются на французском, английском и арабском языках, что симптоматично. В Марселе две линии метро и две линии трамвая, а также сеть автобусных маршрутов, в том числе ночных. Несмотря на наличие троллейбусных проводов, самих троллейбусов не наблюдается. На сайтах аэропортового шаттла и марсельского общественного транспорта можно заранее приобрести билеты через Интернет и получить их электронной почтой.

Tags: Марсель, города, обзоры
Subscribe

  • Вьетнамская бестия: бабочница канализационная

    Лет десять назад мы с женой прилетели на вьетнамский архипелаг Кондао. Это очень красивые и тихие острова, в годы французской колонии служившие…

  • згдств

    Онлайн-доклад, истинной целью которого является демонстрация качеств докладчика. выебинар К сожалению, желающих отгадывать оказалось немного.

  • Ryzen, Firefox и Zoom: выберите два

    Выбирая замену честно отпахавшему свое Acer Extensa 2511G для жены, я, конечно, испытывал некоторые опасения на предмет того, какие нюансы могут…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments