erra (erra) wrote,
erra
erra

Category:

Системные проблемы современной соционики

Место соционики в обыденном сознании

Соционика — это такая хиромантия с астрологией, которая позволяет человеку найти свою "вторую половину", чтобы он с ней стал единым целым — примерно так представляют себе предмет соционики те, кто знает о ней понаслышке и не вникает в теорию. И в этом состоит её первая проблема.

Люди вообще очень любят верить (или не верить) в чудо-средства от всего и для всего. Соционика таковым в действительности не является. Грамотное применение соционики потенциально способно качественно улучшить образование, профориентацию и даже семью, но к сожалению, в современных реалиях нашего государства и образованию, и семье грозят такие неблагоприятные факторы, что по сравнению с ними исторически сложившиеся стереотипы (которые можно было бы изменить с помощью соционики) как-то отходят на второй план.

И тем не менее системные проблемы соционики нужно решать, не дожидаясь благоприятных условий внешней среды, иначе до результатов можно и не дожить.

Что же такое соционика?

Соционика изучает информационный обмен человека с внешним миром и с другими людьми. Согласно соционической теории любому человеку доступна экспертная оценка не более чем половины всего информационного поля. Его возможности относительно познания второй половины ограничены, и поэтому человек ищет, сознательно или бессознательно, того, кто сможет "прикрыть ему спину". Однако не всё так просто, и прежде всего потому, что под влиянием различных факторов человек, как правило, пытается казаться кем-то, кем не является. Причин тому много.

Социальные и гендерные стереотипы

Общество всем предъявляет множество требований и ожиданий. Кто-то старается им соответствовать, кто-то с ними борется, но в действительности точку отсчёта они не создают только тем, кто их просто игнорирует, а до этого ещё надо дорасти. Вот и получается, что женщине-логику приходится скрывать свой ум, а женщине-сенсорику свою силу, чтобы не обвинили в том, что в ней "мало женственности". А про коллизии жизненного пути мужчины с болевой экстравертной сенсорикой, от которого требуют "быть мужчиной", проще промолчать из сострадания.

Извините, я не раскрываю здесь терминологию, поскольку по ней и без меня написано достаточно, нет смысла повторяться. Однако если возникают неясности, не стесняйтесь задавать вопросы.

Кроме того, социальные стереотипы побуждают нас искать в спутнике жизни понимания и поддержки. Однако с точки зрения соционики это также невозможно, поскольку кристальное взаимопонимание возможно только с теми, кто входит в наш "клуб", т. е. имеет общие с нами экспертные аспекты восприятия, а они проседают в тех же вопросах, что и мы сами. Ну а поддержку по тем аспектам, в которых мы слабы, в свою очередь, нам способны дать только те "инопланетяне", которые никогда не поймут всех наших идей во всей красе.

Амбиции

Соционики, которые успели попрактиковаться в определении типа и, соответственно, наслушаться разных историй, понимают, насколько именно людей губят амбиции по слабым функциям. Вне зависимости от того, каким путём эти амбиции были сформированы (чаще всего под влиянием родителей, но возможны и многие другие варианты), они побуждают человека заниматься тем, в чём он никогда не поднимется выше "середнячка", будет тратить массу усилий на посредственный результат и наблюдать "счастливчиков", которые играючи справляются с аналогичными задачами, достигая результатов быстрее и лучше.

К сожалению, сама соционика в настоящее время является ареной для столкновения амбиций различных деятелей, которые свою задачу видят не в развитии соционики, а в утверждении своего главенства, что идёт во вред и соционике в целом, и в конечном счёте самим утверждающимся.

Чистота определения

Статья в Википедии укоряет соционику за низкую сходимость результатов определения типа человека. Ничего удивительного, к сожалению. Большинство исследователей или называющих себя таковыми пренебрегает элементарными правилами проведения интервью, которые мне кажется уместным озвучить:


  1. Оценка экспертизы производится по сильным функциям. Логик оценивает логику, этик этику, интуит интуицию, сенсорик сенсорику. Из этого правила логически вытекает следующее:

  2. Определение типа должно проводиться силами как минимум двух социоников, которые суммарно обладают экспертизой по всем информационным аспектам. Они оба могут быть рационалами или экстравертами — несущественно. Но логика, этика, интуиция и сенсорика обязаны наличествовать. Иначе недостаток экспертизы не позволит оценить ситуацию, и вероятность неверной оценки резко повышается.

  3. Нельзя удовлетворяться первым ответом, особенно если он созвучен каким-то вашим мыслям. Проверяйте дальше, проверяйте глубже, задайте несколько вопросов. Тематика любого из аспектов достаточно многогранна, чтобы пространство для вопросов нашлось. Один ответ может оказаться областью профессионального знания или чьей-то выучки. На весь аспект, если он слаб, выучки не хватит.

  4. Обязательна верификация модели А. Показаться может кому угодно и что угодно. Желание человека стать кем-то, кем он в действительности не является, способно порождать очень причудливые картины. Тем не менее, сочетание реакций на четвёртую и пятую функции, а также ответ с седьмой подделать сложно.

И даже при соблюдении всех вышеперечисленных правил гарантию достоверного определения типа во всех случаях ни один уважающий себя соционик не даст. Просто потому, что от ошибок не застрахован никто, вопрос исключительно в вероятности возникновения ошибки. Те, кто сталкивался в своём обучении с таким скучным предметом как метрология, знают, что нижней доверительной вероятностью результата является 80%, а верхней 99.5%. Для технологических процессов высокой точности возможны и более высокие проценты, но мы имеем дело с человеком, а это тонкая и сложная материя.

Рискну утверждать, что соблюдение всех правил ведения интервью способно поднять доверительную вероятность до 95%, и это очень неплохо для ситуации, когда измерительными приборами являются сами люди, и велико влияние субъекта на объект. В то же время пренебрежение этими правилами приводит к тому, что достоверность определения типа падает ниже доверительных 80%, что и приводит к многочисленным ошибкам безответственных типировщиков, из-за которых страдает репутация соционики в целом.

Связь теории с практикой

Базовая дихотомия "логика или этика" приводит к тому, что логикам проще разобраться в теоретическом аппарате соционики, который требует некоторого применения структурной логики, а этикам, особенно тем, у кого структурная логика линейна, это знание даётся сложнее. С другой стороны, этикам гораздо проще разобраться в человеке (хоть и влияние субъекта на объект сильнее в данном случае), а для логиков типируемые непрозрачны и неясны. Это требует от тех и других конструктивного взаимодействия и определённого взаимного доверия, на которое готовы не все, особенно если это задевает их амбиции.

Тесты, физиогномика и анкетирование

Если из предыдущей части ещё неочевидно, почему эти методы неэффективны, попробую вкратце прояснить. Итак, тесты, даже если они являются плодом коллективного творчества, а не одного представителя одного типа, нечувствительны к реакции тестируемого и не слушают его ответов, предлагая вместо них свои. Практикующие соционики в ходе интервью оценивают не только слова, которые произносит типируемый, но и интонацию, и невербальные реакции тела, и поведение в целом. Но даже если бы они оценивали только слова, всё равно это слова опрашиваемого, а не их собственные.

Физиогномика как метод определения типа продвигается, насколько мне известно, исключительно представителями типа "Гексли" (интуитивно-этический экстраверт). Это их попытка отказаться от перегрузки по структурной логике, понятная, но к сожалению, не действенная. Не говоря уже о том, что телесные признаки уместно оценивать сенсорикам, а не интуитам, их оценка не отменяет, а в лучшем случае дополняет данные интервью, и даже тогда речь идёт не о чертах лица и мимике, а скорее о повадках и мелкой моторике в целом.

Анкетирование является некоторой попыткой скрестить тестирование с интервью, но оно, как и тесты, теряет невербальные реакции человека, даёт ему возможность воспользоваться маской. Поскольку полученные с помощью анкетирования формальные данные могут приобщаться к дальнейшему интервью и создавать ошибочное первое впечатление, влияние анкетирования я скорее расцениваю как отрицательное.

Заключение

Всё вышеописанное отнюдь не является приговором соционике, это скорее болезни роста. Успешность и скорость их преодоления зависит от того, насколько результативно те, кто сейчас занимаются соционикой, найдут в себе силы сделать шаги от конкуренции к кооперации, от амбиций к работе и от сиюминутности к перспективе. С учётом того, что денег на современной соционике особо не заработаешь, её развитие к тому же является некоторым предметом подвижничества или инвестиций в будущее, к которым у нас в целом не склонны. И всё же нет повода для пессимизма.

Tags: соционика
Subscribe

  • О сколько нам открытий чудных

    Чую, скоро этому маленькому журнальчику (которому, кстати, уже больше 10 лет — мама дорогая!) скоро настанет полный кирдык за абсолютной…

  • Трубная площадь

    Пройдёмся ещё немного по вечерней Москве, пока не настали будни, ведь уже совсем скоро ярмарки закроются, а световые фигуры начнут разбирать. Вот…

  • Однажды вечером в Будапеште

    Кликабельно. Canon EOS-1DMarkIII, Canon EF 70-200 f/4L IS USM, штатив, панорама 9 кадров в портретной ориентации, HDR | 70mm 3.2" f/8 ISO200

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • О сколько нам открытий чудных

    Чую, скоро этому маленькому журнальчику (которому, кстати, уже больше 10 лет — мама дорогая!) скоро настанет полный кирдык за абсолютной…

  • Трубная площадь

    Пройдёмся ещё немного по вечерней Москве, пока не настали будни, ведь уже совсем скоро ярмарки закроются, а световые фигуры начнут разбирать. Вот…

  • Однажды вечером в Будапеште

    Кликабельно. Canon EOS-1DMarkIII, Canon EF 70-200 f/4L IS USM, штатив, панорама 9 кадров в портретной ориентации, HDR | 70mm 3.2" f/8 ISO200