?

Log in

No account? Create an account

система образования

« previous entry | next entry »
дек. 27, 2004 | 08:57 pm

Подумалось о том, что может государство сделать для того, чтобы образование стало эффективным.

Очевидно, что государству нужны умы, даже если они не нужны аппарату чиновников. Поэтому нужна система государственных школ, поделенных, однако, на начальную общеобразовательную и старшую профилированную. В начальной (4 класса, скорее всего) даются чтение, письмо, арифметика, основы географии и истории. Начальная школа бесплатна для всех.

По окончании начальной школы сдаются квалификационные экзамены, те, кто их проходит, продолжают бесплатное обучение в старшей школе, остальные либо прекращают обучение, либо идут в частные платные школы, и в этом смысле необходимо обеспечить строжайший порядок - чтобы ни один ребёнок, не продемонстрировавший либо интеллект, либо одарённость (скажем, гениальному художнику/дизайнеру/актёру совершенно незачем быть математическим гением), не попадал в стены государственной старшей школы - конечно, этот порядок поддерживается в первую очередь высочайшей организацией таких школ, серьёзными зарплатами учителям, - всем, что нужно, чтобы старшая государственная школа была престижной, более престижной, чем частный лицей, - грамотно составленной пропагандой в том числе.

Соответственно, в старшей школе уже делается упор на те предметы, в которых дети наиболее проявили себя, - это означает, что по каждому из предметов необходимы базовый курс и углублённый, возможно даже с разными учителями, хотя вряд ли разделение по учителям потребуется. Это означает отсуствие также понятия "класс", потому что разные ученики будут посещать разные наборы уроков с учётом способностей. Это, конечно, нагрузочка на составление графиков, и прочие особенности бытия, но нерешаемой задачи тут нет.

Идея классных руководителей на данном этапе мне видится также бессмысленной, зато весьма уместным кажется наличие в программе практических уроков по социальному взаимодействию - это, наверное, наиболее тонкий момент, потому что во-первых, для такой работы требуются тонкие психологи, во-вторых, получаются по сути не уроки, а этакие тренинги, причём их вряд ли будет легко совмещать с учебным процессом. Впрочем, пресловутую физкультуру с ним тоже слабо совмещали, можно найти разумный вариант. Кстати, физкультуре тоже определённо быть и тоже определённо быть профильной, бесполезно всех детей чохом загонять на тренажёры, бассейн или настольный теннис, но ещё более бесполезно пускать физкультуру на самотёк.

Далее, неуспевающие ученики из старшей школы отчисляются с любого года обучения, никакой индульгенции вида "прошёл - можно бездельничать". Хотя это не означает драконовских мер, отнюдь, да и подбор учителей должен быть таков, чтобы детям было интересно и занимательно учиться, а не вести вечную войну с произволом глупого взрослого. Это, опять же, вопрос качественной организации.

Возможен вариант организации также и государственных платных школ, особенно с точки зрения бюджетного обеспечения бесплатных - эти детали уже несколько за рамками рассмотрения. Принципиальный момент: лодырей, бездарей и тунеядцев в бесплатной школе быть не должно. Нельзя позволить себе роскошь усреднять обучение.

Соответственно, выпускники старших школ имеют хорошие шансы на стипендии в среднем специальном и высшем образовании, но здесь система тоже должна быть жёсткой: стипендии и бесплатное обучение получают те, кто имеет высшие баллы, остальные платят за обучение сами или нанимаются на предприятия и в фирмы, которые платят за их образование. Собственно говоря, советская образовательная система в этом смысле никогда не была бесплатной - выпускника отправляли "отрабатывать" своё обучение.

В университетах да академиях нужны не только инженерно-технологические да общеобразовательные курсы, но и что-то из области риторики и психологии, с тем чтобы студенты учились мыслить и действовать инициативно, соображать и уметь аргументировать свои соображения. Ну и, наконец, право на соискательство в аспирантуру, работу в НИИ и прочие движения в мире науки получают только стипендиаты. Если уж возобновлять финансирование науки, случайных пассажиров и любителей просиживать штаны туда тоже допускать не следует.

Такая пирамида, надо полагать, сократит количество прошедших, но призвана на выходе повысить качество, притом достаточно сильно. Затраты переходного периода - "большая чистка" во всей образовательной и академической среде, которая может породить социальные волнения, а потому должна быть опять же максимально подготовлена агитацией и пропагандой, чтобы всякому родителю было понятно, что в новой системе у его ребёнка есть Настоящие Шансы.

Метки:

Ссылка | Что скажете? | Поделиться

Comments {51}

Sympathy

* * *

from: sympathy_0110
date: дек. 27, 2004 08:34 pm (UTC)
Ссылка

Как-то у Вас всё очень красиво получается... Вы всё это сами придумали?!
Вы представляете, сколько возможностей для личного обогащения даст подобная система. Каждый экзамен, каждый момент принятия решения - это "кормушка", которой не замедлят воспользоваться. Далее, Вы на самом деле считаете, что в 3-4 классе можно однозначно и навсегда определить способности и склонности маленького человека?
У Вас есть дети?
Что Вы будете думать, когда выяснится, что они не смогут перейти на очередную ступень?!

Свои 5 коп. | Развитие

erra

у меня нет детей

from: erra
date: дек. 27, 2004 08:45 pm (UTC)
Ссылка

и если для Вас это решающий аргумент, можете дальше не продолжать.

Как я уже написал, это проект государственного масштаба и государственных интересов, если государство дозреет таковой воплощать, никакие кормушки вокруг него невозможны в принципе, поскольку
- подразумевается достаточно высокий доход работников основного образования, престижность такой работы и серьёзная ответственность за нарушения
- наличествуют платные альтернативы бесплатному образованию.

При условии, что государство осуществляет именно подготовку кадров, а не передел собственности, сделать злоупотребления практически невозможными вполне реально.

Далее, про однозначно и навсегда речи нет. Базовый или углублённый курс читать по соответствующему предмету, решается по каждому году или даже полугодию - система не карательная, а выявляющая и поощряющая способности. Порог между 4-м и 5-м классами - это порог, после которого образование перестаёт быть обязательным и бесплатным, только и всего. Более того, факт вылета ученика в платную школу вряд ли противоречит последующему приёму его вновь в государственную старшую школу - при условии сдачи им квалификационных экзаменов соответствующего года. Если он за год/полугодие в платной школе был настолько хорош, что может перейти в бесплатную - да пожалуйста.

Конечная цель - всё-таки стимулировать интерес к образованию, повысить его престижность.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

Sympathy

* * *

from: sympathy_0110
date: дек. 27, 2004 09:30 pm (UTC)
Ссылка

Аргумент не решающий, но достаточно важный. Правда, я сужу с женской точки зрения. Когда появляются свои дети, все детские проблемы принимают совсем иной ракурс...
Я, работая в отечественной системе образования, не вижу в нашей стране механизмов для реализации подобной реформы. Не вижу государства, которое хотело бы реализовать её. И давным-давно не верю в справедливость и равенство возможностей...
И потом, где и как готовить тех, кто будет работать в новых школах?! Нынешние учителя для этого никак не годятся.
Вы не ответили ещё на один вопрос: чья же это идея?! Если целиком и полностью Ваша - респект. У меня не хватает времени на такие "выдумки".

Свои 5 коп. | Развитие

erra

идея, конечно же, моя

from: erra
date: дек. 27, 2004 09:34 pm (UTC)
Ссылка

иначе я указал бы автора. Более того, вначале прямым текстом сказано: "подумалось" :)

Да, государство наше не ахти, ему в нынешней его форме такой проект, видимо, не поднять. Так что измышления в известной степени бесполезные, разве что в порядке заметки на будущее.

Но вот насчёт непригодности нынешних учителей и отсутствия кадров я буду глубоко спорить, почитайте хотя бы aurinko25, к коей я отношусь с величайшим уважением. Другой вопрос - какой квалификационной комиссией отбирать таких учителей. По сути весь МинОбраз надо будет разогнать и сделать с нуля, это факт.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие | Развернуть

Привидень

* * *

from: prividen
date: дек. 27, 2004 10:22 pm (UTC)
Ссылка

Судя по намечающемуся призыву студентов в армию нашему любимому государству нужны не умы, а побольше тупых прапоров, способных громогласно орать на футболе "Рассея, вперёд!". Государству, наверное, так спокойнее. Как ни прискорбно.

Свои 5 коп. | Развитие

erra

тому есть масса других симптомов

from: erra
date: дек. 28, 2004 06:38 am (UTC)
Ссылка

призыв - это так, шашечки, развал образования происходит уже давно.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

Ignat Solovey, balding lazybone blabber

* * *

from: dyor
date: дек. 28, 2004 12:30 am (UTC)
Ссылка

Сева, ровно такая система (ДОСЛОВНО!) уже почти сто сорок лет существует в Японии. Только вот престижными средними школами и институтами там считаются частные, а не государственные, за исключением Toudai (Токийский университет, самый престижный вуз страны).

В начальной школе (shugakko, шесть лет, с 6 до 12) - развитие речи, базовые навыки письма, потом - базовый набор кандзи (1006 знаков государственного перечня), арифметика (до уровня нашего пятого класса), история и география в "познавательной" и почти игровой форме. Никакой школьной формы, никаких домашних заданий.

Средняя школа (chugakko, три года, с 12 до 15) - может быть государственной или частной, частная престижнее и качеством лучше. Серьёзно - история, география, иностранные языки (английский, русский, французский, немецкий, испанский - в таком порядке по распространённости), спорт, клубы по интересам (не обязательно, но рекомендуется. Государственная - бесплатная. Школьная форма обязательна, домашние задания - неподъёмны количеством, репетиторы съедают остаток времени.

Старшая школа (koko, три года, с 15 до 18) - необязательный элемент, может быть заменена на реальное училище (т.е. ПТУ/техникум, среднее специальное образование). Всегда платная. Престижная школа открывает дорогу в престижный вуз. Школьная форма, СТРАШНОЕ количество домашних заданий, УСИЛЕННЫЕ занятия с репетиторами - на сон остаётся у среднего зубрика часов пять-шесть в сутки и иногда воскресенье (если не решил в кино сходить или нет клуба).

Свои 5 коп. | Развитие

erra

почти дословно

from: erra
date: дек. 28, 2004 10:40 am (UTC)
Ссылка

не хватает всё же разделения бесплатных учащихся и платных. А это довольно-таки весомое отличие.

А так вообще не удивляет, уровень развития Японии говорит за себя :)

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие | Развернуть

Gogol1

* * *

from: gogol1
date: дек. 28, 2004 07:23 am (UTC)
Ссылка

Проблема опять таки упирается в Кадры. Для эффективной системы преподавания кроме всего перечисленного тобой нужны также правильные кадры, которые смогут эту программу реализовать.
К сожалению, мы все учились в школах и все знаем, что такой школы где все преподаватели мастера и фанатики своего дела найти почти нереально. А без мощного преподавательского состава все будет сделать крайне проблематично.

Свои 5 коп. | Развитие

erra

кадровый вопрос всегда сложен

from: erra
date: дек. 28, 2004 07:31 am (UTC)
Ссылка

отчасти он решается назначением реальных зарплат, но только от части. Вот квалификационные кадровые комиссии сделать будет ой-ёй-ёй как нелегко.

Но это решаемая задача, если за неё взяться.

Офф-топик: я немного не успеваю дочитать, сейчас идёт часть вторая. Пока впечатления вполне положительные, местами ужасно напоминает Гришковца, но это не в минус. А вот корректуру надо будет устраивать жёсткую, масса ошибок. Плюс несколько редакторских правок, но это проще будет очно или в электронном виде потом.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие | Развернуть

..пьяный плюшевый кот..:)

* * *

from: blazh
date: дек. 28, 2004 08:13 am (UTC)
Ссылка

..во-первыx, все это мне напоминает так называемый streaming, который не то когда-то практиковали в Англии..не то до сиx пор это делают..и в Германии тоже..когда на каком-то этапе принимается решение относительно того, куда дальше ребенку путь держать по части образовании..и мне не нравится стриминг..потому что лично мне кажется, что слишком часты случаи в такой системе, когда ребенка отсеивают по определенным критериям тем самым не давая ему достаточно ни времени, ни возможности проявить какие-то способносит..в конце концов, е-мое..я не знаю, как вы, но у меня сложилось впечатление, что очень и очень многие ребята даже по окончанию средней школы толком ен знают, чего xотят..на что готовы..и к чему готовы прикладыватл усилия..у этого тка называемого стриминга слишком большой потенциал перекрывать возможные пути..

..далее..что касается классного руководителя, то вы не объяснили, чем это плоxо..на мой взгляд идея классного руководителя оправдывает себя..в то время как наличие псиxологов в системе образования - это уж слишком..т.е. да, казалось бы, это должно помогат детям формироваться..но мы не живем в мире тонкиx псиxологов..а в мире реальныx людей..и школа - это, как-никак, подготовка к жизни и к реальному миру..а также одна из первыx возможностей поувствоватл вкус этой жизни..поэтому даже наличие учителей самодуров обладает определенной пользой..к тому же..что значит тонкий псиxолог?..кто будет определять, насколько он тонок?..насколько мне изветсно, псиxология до сиx пор не заслужила звание науки..а потому в этой области до сиx пор многое субъективно..

..и еще..насчет того, что классов как таковыx не должно быть..бог с ними с расписаниями, создание которыx будет еще той головной болью..вы когда-нибудь сами обучались в такой системе, когда у каждого ученика свое расписание..и каждый раз он оказыавется в новой группе людей..и никакого постоянства в окружении?..я понимаю, важно образовать человека..но, учитывая, сколь много времени проводится в пределаx образовательныx учреждений, не важно ли также создать атмосферу, располагающую к общению просто между сверстниками?..

..и вообще..вся эта строгость в правилаx мне кажется настолько чрезмерной, что аж чуть ли ни фашизмом попаxивает..xотя я могу заблуждаться и не осознавать всей прелести описанной системы..

Свои 5 коп. | Развитие

erra

очень драматично

from: erra
date: дек. 28, 2004 08:37 am (UTC)
Ссылка

описанная система призвана воспитывать инициативных и думающих людей. Такие к концу школы обычно уже знают, чем хотят заняться. Далее, акцент делается на развитие природных способностей - в этом я тоже не вижу никакого фашизма или драконовского порядка, ей-богу. Посмотрите комментарии остальных и ответы к ним.

Классный руководитель и фиксация "класса" плохи тем, что возникает совершенно избыточный элемент "упорядочивания", по сути своей ложный, потому что порядка он как такового не вносит, а обеспечивает исключительно условное группирование безо всяких разумных признаков. Психологи в этом отношении намного полезнее, они в отличие от классных руководителей не "пасут" учеников, а ведут более или менее индивидуальную работу, которая в случае с классами по сути невозможна.

Ученик не оказывается "каждый раз в новой группе людей", группы по интересам явно получаются более или менее повторяющиеся, количество человек одного года обучения тоже вполне ограничено. Вы ведь учились в школе - неужели Вы общались только с одноклассниками, а с ребятами из параллельных классов никогда? А здесь коллективом является вся параллель, и отсутствует база для вражды "класс А против класса Б". Микрогруппы будут появляться всё равно, зато коллективную травлю будет организовать практически невозможно, - тому порукой и общее число учеников на параллели, и работа психологов, и отбор учеников по уму, а не по деньгам.

Строгость системы исключительно в том, чтобы создать условия для полноценного обучения тех, кто способен учиться, что конечно означает отсечку тех, кто неспособен или не желает. Но это разумная строгость.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие | Развернуть

Кобборотень

Стругацкие, однако

from: kobbi
date: дек. 28, 2004 09:26 am (UTC)
Ссылка

Кадры, блин. Педвуз- в большинстве случаев-это потому, что куда-то не поступил. чтобы лояльно выявить за эти 3-4 года какое дитё из себя что представляет- классы должны быть крошечные, отсуда- куча учителей. а где их таких, умных, понимающих,не роботов взять, если у нас до сих пор (и еще лет ...)преподают литературу бабушки, которые, например, элементарно не в состоянии справится с новой программой по литре за старшие классы и тдитп. и чтобы ещеденюжков не хотели. экзаменационные центры- дык дополнительный стресс

Свои 5 коп. | Развитие

erra

складывается ощущение,

from: erra
date: дек. 28, 2004 09:42 am (UTC)
Ссылка

что ты читала по диагонали. Почему "чтобы ещё денюжков не хотели"? Я акцентировал, что работа такая должна быть престижной и высокооплачиваемой. И отдельно обозначил, что кадровый вопрос при организации такой системы будет стоять достаточно остро. Что не так?

Классу начальной школы совсем необязательно быть крошечным, но я бы не стал определять более двадцати учеников в один класс. Учебные группы старшей школы, скорее всего, должны иметь аналогичный размер.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие | Развернуть

Nastya S

* * *

from: nastyas
date: дек. 28, 2004 11:10 am (UTC)
Ссылка

Красиво, конечно... только вот посылка на настоящий момент не соответствует действительности, на мой взгляд. :-) Государству сейчас НЕ нужны умы. Вот и все. Так что заниматься реформой образования государство если и будет, то совсем в другую сторону, чем нам бы хотелось. Более того, государству сейчас и дети не нужны.
Недавно это уже обсуждалось, и довольно остро... ага, вот тут. И еще вот сюда можно заглянуть. Что-то в этом всем есть, по-моему...

Свои 5 коп. | Развитие

аналогия с лондонской школой

from: slatkayakaa
date: дек. 28, 2004 11:37 am (UTC)
Ссылка

Читая, поняла, что мой брат в Лондоне учится примерно по этой схеме.
Не знаю тонких подробностей, но могу добавить, что:
- обучение в школе проходит отдельно от девочек (он учится в какой-то крутой);
- выпускные школьные экзамены являются показателем к поступлению в ВУЗ. Соответственно, если ты не добрал баллы, не можешь идти в какие-то определенные институты.
- физ-ра. это что-то. У них постоянно соревнования и все время разные секции: то я слышу, что он в футбол играет, то узнаю, что в плаванье место занял, то волейбол, то еще что-то, -что означает предоставленные возможности.
- отношение к учебе: этот 16-ти летний мальчик, сколько я его помню, относится к учебе очень серьезно. Именно потому, что "всё на всё влияет": не сдашь одно - не получится другое.

Вообще, нужно конечно подробней проинформироваться. Интересно.

Свои 5 коп. | Развитие

gingerale

три копейки в копилку

from: grachevamari
date: дек. 28, 2004 01:40 pm (UTC)
Ссылка

помнится, на момент поступления на педкафедру психфака МГУ перед мной стояла четкая цель реструктуризации российского среднего образования. где и кто я сейчас - ты знаешь. аут.

но все же, вдруг будет полезно:
стриминг, на идеологии которого выстроена американская образовательная система, и к которой во многом обращаешься ты, имеет одно систематическое ограничение:
1. необходимы формализуемые критерии, на основании которых может констатироваться отклонение каждой способности от нормы в плюс или в минус. необходим инструмент, который позволит педагогу сделать заключение, что вот этого детеныша (11 лет - это возраст, еще далекий от профессионального и предметного самоопределения) имеет смысл перевести на углубленное изучение математики, а вот этого - отправить учить историю. чтобы данное решение не требовало наличия у педагога, иногда талантливого, но юного, безошибочной интуиции и экспертного опыта.
2. выработка стандартизованной методики оценки уровня развития способностей - это, как минимум, лонгитюдное исследование лет на 10, плюс глобальная стандартизация по стране, желательно - с детализацией хотя бы по регионам, а лучше - по областям. на этом этапе риск скатиться в упрощенку типа IQ и ЕГО неуклонно стремится к 100%.
3. отсутствие адаптированной к городам и весям системы измерений (отдельный набор методик и шкал для москвы, отдельный - для сочи, еще более отдельный - для деревень афанасьевского района кировской области и так далее) традиционно приводит к стримингу по социальному, а не педагогическому принципу, а именно - где и у кого ты родился - таким ты и будешь учиться и расти. Social Jump рискует стать единственной, но малодоступной дорожкой к самореализации человека. будущий гениальный математик из афанасьевского района должен будет с рыбным обозом уйти в москву. или расти самопально под кусточком, но тогда причем тут система образования. а бесталанный, но усидчивый ребенок из хорошей семьи навысиживает себе образование и приличного цвета воротничок.

в общем, не видится мне надежной система образования, качество работы которой зиждется только на бесконечном количестве гениальных педагогов крапивинского пошива ...

Свои 5 коп. | Развитие

erra

грубый ты, Корнеев!

from: erra
date: дек. 28, 2004 01:45 pm (UTC)
Ссылка

N.B.: где ты и кто ты сейчас - я уже не знаю, время прошло. Но посыл понятен.

Ты аналитик-пессимист, а я фантазёр-оптимист :). Описанная мною придумка, безусловно, требует огромной предварительной подготовки, с кондачка и на сегодняшних ресурсах её не сделаешь. Однако же оставленные тут комментарии о японской и английской системах наводят меня на мысли о том, что это всё-таки не безнадёга.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие | Развернуть

ili_ka

* * *

from: ili_ka
date: янв. 6, 2005 07:40 am (UTC)
Ссылка

Идея, конечно, прекрасная. Хорошо было бы ее запостить самому министру образования. Образование претерпело реформ больше всех, но так и не пришло к самому оптимальному решению. Незнаю чем они руководствуются - сэкономить на этой отрасли или действительно выпустить в жизнь квалифицированных работников и умеющих выжить в наших условиях детей? В данный момент (сужу по своему региону) учителя находятся вообще в плачевном положении, обрезали часы, льготы, северные коэффициенты. Зарплаты уменьшились вдвое, пошел массовый отток ценных кадров. Государство не может дать минимум условий даже для выживания, кто же после этого будет учить детей? А в платные образовательные учреждения ни каждый родитель может себе позволить отправить своего ребенка, даже если он трижды гений. В итоге профессия учитель становится самой не пристижной и нашим детям неукого будет перенять все примудрости. Как быть? Что сделать чтоб тебя услышали?

Свои 5 коп. | Развитие

erra

организовать митинг на центральной площади города

from: erra
date: янв. 9, 2005 05:33 pm (UTC)
Ссылка

и привлечь к нему внимание телевидения, желательно первого канала.

Как ни странно, это может сработать. Вопрос, правда, в том, что, судя по обсуждению, будет много ассоциаций со стримингом, и это может вызвать в министерских кругах реакцию отторжения - это во-первых. Во-вторых, реорганизация действительно тотальная, изменения революционного порядка - то есть, единовременно они имеют мало шансов произойти, необходимо прорабатывать концепцию переходного периода.

То бишь, я к чему - доносить методом митинга идею до минобраза вряд ли результативно, а вот привлечь внимание втыкающего в телевизор общества к плачевному состоянию образования можно. Возможно, даже до минобраза это в результате дойдёт.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

ili_ka

* * *

from: ili_ka
date: янв. 10, 2005 07:20 am (UTC)
Ссылка

Революционный метод может взбудоражить общественность. Но, думаю, о состоянии образования в стране в курсе все. Главное твою идею донести до людей влиятельных и понимающих суть проблеммы, а они в свою очередь, возможно, что нить предпримут.
P/S о наболевшем...:
Люди устали уже от кучи экспериментов, что ведутся сейчас по многим регионам. Одни эксперименты удачные, другие прикрываются, но в результате этого целое поколение выбивается из общей системы. В частности ЕГЭ лично я не приветствую, как оператор обработки бланков ЕГЭ со стажем и зная все аспекты, скажу, что это полное фуфло. Итоги экзаменов подводит компьютер и настоящие знания детей не оцениваются в полную возможность. А расходы для образования как были сумасшедшими так и остались...

Свои 5 коп. | Развитие

erra

мало донести идею

from: erra
date: янв. 10, 2005 10:02 am (UTC)
Ссылка

надо ещё привить понимание недопустимости ныне происходящего. Влиятельные люди могут быть более заинтересованы в стрижке купонов, чем в будущем.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие | Развернуть

ee_toska

* * *

from: ee_toska
date: фев. 18, 2005 03:20 am (UTC)
Ссылка

не забываете о том, что будет все равно коррупция существовать :(

Свои 5 коп. | Развитие

erra

при достаточной прочности самой системы

from: erra
date: фев. 18, 2005 07:52 am (UTC)
Ссылка

элементы коррупции систему в целом не развалят, а с частными случаями можно и побороться. Существующая система поражена в целом.

Кроме того, при существовании частных платных школ платить за попадание в бесплатную государственную... в общем, можно сделать коррупцию экономически неэффективной.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие | Развернуть