?

Log in

No account? Create an account

Прикоснуться к истории

« previous entry | next entry »
окт. 27, 2015 | 09:14 am

В детстве мне случалось попадать на территорию электродепо, и я видел там старые метровагоны, переоборудованные под бытовки или просто поставленные в угол до непонятных времён. Каким-то из них повезло стать музеями, какие-то эксплуатировались в спецсоставах типа путеизмерителей, но большая часть была разрезана и отправилась на металлолом. К счастью, ни у кого не поднялась рука пустить под нож самый-самый первый вагон метро в СССР, тип А заводской номер 1. Долгие годы он стоял в качестве музейного экспоната в электродепо «Измайлово», но к восьмидесятилетию Московского метро его решили восстановить до ходового состояния, и вот вечером пятницы 23 октября он вышел на линию со специально приглашёнными гостями!
Тип А

Вообще говоря, чтобы получился состав, нужно как минимум два вагона. Чудо, но именно два (всего два!) вагона типа А и сохранилось, №1 и №1031 — по номеру можно бы предположить, что их было произведено несметное количество, но на самом деле всего 111 (55 моторных и 56 прицепных). Чтобы проще было различать, все моторные получили номера с 1 по 56 (кроме 31 почему-то), а прицепные — с 1001 по 1056.
Первый

Когда 15 октября 1934 года, за полгода до запуска метрополитена в эксплуатацию, первая секция из двух вагонов отправилась в тестовый заезд от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники», она, конечно, состояла из вагонов №1 и №1001, но второй до наших дней, к сожалению, не дожил.
Рожок

Все детали аутентичные, кроме диванов, которые изготовили заново с сохранением исходного вида, и расходного материала вроде лампочек. Состав с апреля жил в электродепо «Выхино» и подвергался тщательнейшей реконструкции, которой предшествовал осмотр дефектов. Для кузовной диагностики привлекали коллег из РЖД. Тяговый двигатель, компрессор (на видео можно услышать его работу), пневмо и электросхемы все родные.
Тележка

Основное и аварийное освещение салона.
Лампочки

Плафон в кабине. Многие, наверное, помнят эти плафоны — они на десятки лет стали метростандартом, а в Санкт-Петербурге их до сих пор можно увидеть в вагонах типа Ем.
Лампа в кабине

Воздушный кран со стороны помощника машиниста. Назначение не знаю.
В кабине

Вот этими тумблерами помощник машиниста управлял левыми дверьми (правыми управлял машинист) вплоть до составов типа Еж1, на которых уже в 80-х впервые начали применять движение в одно лицо (без помощника). Двери в вагонах типа А куда уже современных, и эта ширина дверей была стандартом вплоть до вагонов типа Д, их расширили только в вагонах типа Е в 1959 году, учитывая увеличение пассажиропотока. Ручки на дверях неспроста — сперва предполагалось, что их будут открывать руками. Это не наше изобретение, тогда такая практика была повсеместной.

Тумблер Двери

Часто ли вы смотрите под ноги, когда заходите в вагон метро? А ведь порожки у разных вагонов — разные. У самых первых вагонов он был такой.
Порожек

Хвостовую кабину, разумеется, оккупировали дети. Впрочем, взрослых там тоже толпилось изрядно.
В кабине

Окна на вагонах типа А приоткрывались сдвигом вниз. Отдельные форточки появились потом.
Вид из форточки

Аутентичный стоп-кран (работоспособность мы не проверяли) на фоне аутентичного линкруста. В ретросоставе, изготовленном в Мытищах по мотивам вагонов типа А для Сокольнической линии, стилизацию под линкруст сделали жёлтой, но на самом деле жёлтой она стала позже, а сначала линкруст был синим.
Стоп-кран

Атмосферу 30-х годов помогли воссоздать реконструкторы.
В салоне

Девушка в образе.
В белом

Салонная беседа.
Девушки болтают

Парочка в форме.
Парочка

Как не обменяться парой фраз с подружками перед выходом?
Сценка

Внезапно, metroelf. Снимок за контроллером у меня не получился, к сожалению.
Метроэльф

Поездка в ретросоставе. Взгляд изнутри, в том числе из кабины (правда, хвостовой).


Поезд прибывает на станцию Спартак.
Поезд прибывает на станцию Спартак

Пункт назначения выбран не случайно. Во-первых, станция (с проектным названием Волоколамская) была построена, но законсервирована в том самом 1975 году, когда вагоны типа А закончили свою работу в Московском метро. Во-вторых, станция была признана лучшим проектом транспортной инфраструктуры 2014 года, по случаю чего начальник Московского метрополитена Дмитрий Владимирович Пегов приехал вручить работникам станции памятную табличку.
Памятная табличка

Станционный свет прочертил на борту вагона причудливую змейку, как будто ритм подземки решил обозначить связь времён.
Старое и новое

Фото на память у каждого своё. У работников станции с начальником...
Фото на память

... а у кого-то с Погонщиком Ежей.
Фото на память

Всё-таки повезло Московскому метро с начальником. Мало того, что он сам по себе обаятельный, притом требовательный и компетентный, — так ещё и историю любит, и не только на словах. Спасибо вам, Дмитрий Владимирович!
Улыбочку!

Суперограниченное издание. Юбилейная карта "Тройка" с автографом Пегова.
Автограф

Спасибо пресс-службе Московского метрополитена за приглашение!

Ещё репортажи:

Ссылка | Что скажете? | Поделиться

Comments {12}

brat_karamazov

* * *

from: brat_karamazov
date: окт. 27, 2015 03:44 pm (UTC)
Ссылка


Спасибо!

> в том самом 1975 году, когда вагоны типа А закончили свою работу в Московском метро

Не знаете, на какой линии эти вагоны продержались дольше всего? Мне кажется, на синей, а может быть и на зелёной...

Свои 5 коп. | Развитие

erra

* * *

from: erra
date: окт. 27, 2015 05:50 pm (UTC)
Ссылка

Не знаю, к сожалению. Самому интересно )

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

Сергей Полетаев (Штурман)

* * *

from: sturman
date: окт. 27, 2015 07:51 pm (UTC)
Ссылка

На Арбатско-Покровской, депо Измайлово.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

brat_karamazov

Спасибо!

from: brat_karamazov
date: окт. 27, 2015 08:52 pm (UTC)
Ссылка


Значит, детские воспоминания правильные: на синей.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

Сергей Полетаев (Штурман)

* * *

from: sturman
date: окт. 27, 2015 07:49 pm (UTC)
Ссылка

На дверях внизу вырез для того, чтобы не зажало ногу. По легенде, его придумал лично Каганович.

Тип А выпускался до 37 года, когда его сменил тип Б, ничем, кроме мелочей, не отличавшийся. Поэтому обычно эту модель называют А/Б. Со временем все вагоны первых выпусков доработали до типа Б, ну а до 75 года работали вагоны, построенные в конце 30-х, то есть изначальные Б.

Свои 5 коп. | Развитие

erra

* * *

from: erra
date: окт. 27, 2015 08:41 pm (UTC)
Ссылка

да, я читал, что всем вагонам А поменяли тележки и приделали на крышу черпаки

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

art5182

* * *

from: art5182
date: окт. 27, 2015 08:42 pm (UTC)
Ссылка

"Воздушный кран со стороны помощника машиниста. Назначение не знаю."
УАВА - это Универсальный Автоматический Выключатель Автостопа. Например, при ночной расстановке, составу необходимо проехать красный сигнал, то он нужен, чтобы отключить сработавший автостоп.

А "Тройка" теперь красного цвета?

Свои 5 коп. | Развитие

erra

* * *

from: erra
date: окт. 27, 2015 08:46 pm (UTC)
Ссылка

какой же он автоматический, если отключает вручную )

красного цвета только юбилейная партия Тройки, ограниченный тираж

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

МИШГАН

from: неизвестный
date: окт. 27, 2015 09:00 pm (UTC)
Ссылка

Автостоп запрещено отключать вообще, даже при неисправности нескольких попутных светофоров! А отключается он только при неисправности срывного клапана!

Свои 5 коп. | Развитие

erra

Re: МИШГАН

from: erra
date: окт. 27, 2015 09:12 pm (UTC)
Ссылка

То есть, на самом деле не автоматического отключения, а аварийного? )

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

eugeny1988

* * *

from: eugeny1988
date: окт. 27, 2015 09:43 pm (UTC)
Ссылка

Спасибо за хороший отчёт. Жаль, но мне туда попасть не удалось...

Свои 5 коп. | Развитие

erra

* * *

from: erra
date: окт. 27, 2015 10:29 pm (UTC)
Ссылка

Думаю, возможность ещё представится. Не просто так же вагоны ставили на ход.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие