?

Log in

No account? Create an account

И о календарях

« previous entry | next entry »
авг. 8, 2013 | 02:02 am

Итак, выходит, что мы будем поддерживать даты, начиная с 1400 года и заканчивая 10000 (включительно), потому что их поддерживает библиотека boost.

В этот момент, я знаю, все фанаты даты-времени зададутся одним и тем же вопросом: 1400? Какой в этом смысл? Разве григорианский календарь был введен не в XVI веке?

Отличный вопрос! Однако, выходит так, что неправильный. Ну, знаете, в то время не было никаких стандартов и институтов, которые бы "вводили" календарь. Католическая церковь создала григорианский календарь, потому что в юлианском календаре дата Пасхи, установленная первым Вселенским (Никейским) собором, сдвинулась относительно фактической даты весеннего равноденствия (поскольку юлианский календарь теряет порядка 18 часов за столетие).

Итак, католические страны перешли на григорианский календарь в 1582 году, просто перепрыгнув на 10 дней вперёд в выбранный день. Конечно же, все они выбрали для этого разные дни, так что в конце 1582 года, выбрав любой день, весьма вероятно вы обнаружите, что этот день не существовал как минимум в одной крупной европейской стране.

Протестантские страны тормозили несколько дольше — порядка 120 лет. Большинство из них поменяли календарь в районе 1700 года, отметив это празднествами различной степени пышности.

Шведы заслуживают здесь отдельного упоминания, поскольку они по всей видимости решили, вместо того чтобы пропускать так много дней, дождаться, пока датировка совпадёт с григорианским календарём. Звучит на первый взгляд разумно, пока вы не подумаете об этом и не обнаружите, что они собрались ждать 40 лет, в течение которых их нотация не совпадала ни с одним календарём.

И самое прекрасное, они этого так и не сделали. Они пропустили первый переходный год, потом у них случилась какая-то из войн, и они протупили следующие два года.

В конце концов, они осознали, что вся идея была несколько дурацкая (спустя 12 лет, 8 из которых были потрачены впустую). Однако, вместо того чтобы прыгнуть вперёд, как сделали все остальные, они двинули назад и вернулись к юлианскому календарю, добавив 30 февраля в 1712 году. Это единственный год, в котором 30 февраля является действительной датой в юлианском календаре и только в Швеции.

50 лет спустя они наконец прыгнули вперёд к григорианскому календарю, как и все остальные (и примерно в одно время с Британией).

Чтобы вы не думали, что пережитки прошлого на этом закончились, Аляска не переходила на григорианский календарь, до тех пор пока не была куплена в XIX веке у России, а сама Россия задержалась на юлианском календаре вплоть до 1918.

Китай фактически переходил на григорианский календарь дважды — один раз в 1912 и ещё раз в 1928. В промежутке случился небольшой период хаоса, когда несколько военачальников отрицали григорианский календарь и пользовались каждый своим любимым.

На сегодняшний день, впрочем, практически все используют григорианский календарь, за исключением нескольких стран (типа Ирана), которые его отрицают, а также ещё нескольких, которые используют его параллельно с другим календарём (типа Израиля) или с некоторыми поправками (как на Тайване).

Но давайте не обращать на это внимания. Допустим, мы в стране Х, в которой принят григорианский календарь, и у нас есть дата, о которой мы знаем, что она записана после того, как в этой стране случился последний переход на григорианский календарь (нам нужен "последний раз" для таких стран, как Китай). Тогда всё должно быть в порядке, да?

Не совсем. Видите ли, хотя мы и привыкли считать это за данность, год не всегда начинается с 1 января. Многие европейские страны начинали свой год с большого праздника (такого, как Рождество). В некоторых, типа Англии, год вообще имел несколько начал, одно было общеупотребительным, а другое официальным стандартом.

Большинство стран стали начинать свой год 1 января ещё до того, как перешли на григорианский календарь, но некоторые этого не сделали — например, Голландия (и впоследствии Республика Семи Объединённых Нидерландов — лучше даже не давайте мне начать рассказывать обо всех случаях, когда группы стран с разными календарями завоёвывали друг друга, или объединялись, начинали своё существование или прекращали его) не начинала свой год с 1 января ещё год с момента перехода на григорианский календарь.

Это всё, что я хотел сказать. Морали не будет.

По неведомой мне причине GitHub при попытке вставить ссылку на оригинал (на английском) пытается всандалить внутрь записи английский текст, так что ссылки не будет. Привет программистам ЖЖ, которые сделали эту странность возможной.

Ссылка | Что скажете? | Поделиться

Comments {6}

l_ora

* * *

from: l_ora
date: авг. 8, 2013 01:03 pm (UTC)
Ссылка

интересно, спасибо ))

Свои 5 коп. | Развитие

erra

* * *

from: erra
date: авг. 8, 2013 06:35 pm (UTC)
Ссылка

да, мне понравилось настолько, что захотелось перевести и поделиться )

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

112 / 254

* * *

from: mff
date: авг. 15, 2013 07:36 am (UTC)
Ссылка

А что значит

"вместо того чтобы пропускать так много дней, дождаться, пока датировка совпадёт с григорианским календарём"

как датировка (это номер дня в формате день-месяц-год?) юлианского и григорианского календаря может совпасть, если отставание юлианского только нарастает?

Свои 5 коп. | Развитие

erra

* * *

from: erra
date: авг. 15, 2013 07:37 am (UTC)
Ссылка

я так понимаю, имелся в виду только день-месяц

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

112 / 254

* * *

from: mff
date: авг. 15, 2013 07:45 am (UTC)
Ссылка

Нет, юлианский отстает от григорианского, грубо говоря, на 1 день в 100 лет, так что повторного совпадения день-месяц пришлось бы ждать 35500 лет

Может быть речь шла о совпадении дня недели, но и тут можно было ждать до 700 лет, наверное

Не понятно

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

erra

* * *

from: erra
date: авг. 15, 2013 07:47 am (UTC)
Ссылка

Я не календарист ) Я просто перевёл статью. Вполне возможно, что я неточно понял автора в этом месте, или сам автор в чём-то ошибся.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие