?

Log in

No account? Create an account

Альпийские горнолыжные курорты. Часть 1: общие сведения.

« previous entry | next entry »
янв. 16, 2011 | 04:00 pm

Горнолыжные курорты есть во многих и многих странах, включая такие неочевидные для нашего ума на первый взгляд места, как Иран или Ливан. Однако с точки зрения возможности "покататься на все деньги" для жителей европейской полосы России, как это ни обидно, пальму первенства держат Альпы, а отнюдь не Урал и не Кавказ.

Почему?

Чтобы понять, почему это так, нужно поближе взглянуть на структуру расходов на горнолыжный отпуск. Типичными составляющими являются проезд (как правило, перелёт плюс доставка из аэропорта и в аэропорт), жильё, ски-пассы (билеты на подъёмники, кто не в курсе), питание, возможно прокат оборудования. Помимо таких сугубо материальных расходов, есть ещё расходы непрямые, например: время ожидания в очередях на подъёмники, количество нервов, потраченных на нештатные ситуации, и т.п. Есть и совсем не денежные показатели, которые тем не менее влияют на качество отдыха в целом: количество и качество трасс и внетрассовых зон катания, их длина, перепад высот, наличие сопутствующей инфраструктуры (например, наличие детских городков, в которые можно сдать на полдня маленького ребёнка под присмотр профессионалов и спокойно покататься в это время). Вот по итогам суммирования всех этих показателей соотношения цены и качества люди и едут в Альпы.

Так почему же именно Альпы? Почему не Татры, не Карпаты, не Саяны и не Хибины? Прежде всего именно по нематериальным показателям: по очередям (точнее, их отсутствию) на подъёмниках, кормёжке, разнообразию трасс и уровню сопутствующей инфраструктуры в целом. Может статься, что в Словакии или Польше вы тоже не встретите на подъёмниках больших очередей, но любителям разнообразия там будет элементарно скучно, а если курорт всё же оказался забит под завязку, тогда и очередей не избежать. Собственно говоря, везде, где снизу идёт один подъёмник, и особенно если он маломестный, наличие на нём очереди в определённый интервал времени гарантировано. Поэтому, собираясь на какой-нибудь новый для себя курорт, не поленитесь вчерне ознакомиться со схемой трасс и подъёмников, чтобы представлять себе, что вас ждёт в этом плане.

Титанический труд по классификации подъёмников с иллюстрациями написал denaol, и мне нечего к нему добавить, поэтому рекомендую ознакомиться тем, кто этого ещё не сделал. Ну а те, кто уже в курсе, могут сами представить, сколько придётся стоять в очереди на медленный двухкресельник, если альтернативы нет, а на курорт приехало, скажем, 400 человек, из которых 200 вышло на гору к 9 утра. Это, кстати, достаточно оптимистичные цифры, в реальности всё гораздо злее. На популярном в Сибири курорте близ посёлка Шерегеш (гора Зелёная) было в порядке вещей простоять в очереди на подъёмник по полчаса, а на Эльбрусе люди и по 3-4 часа стояли. На этом фоне самая длинная очередь, в которой нам приходилось стоять во Франции, Швейцарии или Италии, длительностью 15 минут, смотрится более чем выигрышно, а если отметить, что образуется она как правило раз в день (в начале или в конце катания на ключевом для данной зоны подъёмнике), то и вовсе сравнивать нечего.

Однако различиями в сервисе диспозиция не исчёрпывается, можно сравнить и по деньгам. Например, в небезызвестном Кировске или в том же Шерегеше основной статьёй дохода местного населения является сдача квартир лыжникам. Пару лет назад за койку в Кировске в непосредственной близости от "городского" склона в апреле турист платил в районе 300-500р в сутки, в зависимости от величины квартиры и количества проживающих, соответственно. Т.е., если приехать на неделю, расходы на жильё составят от 2100 до 3500р на человека. За эти деньги вы будете жить в классической советской квартире, что в принципе нормально. Но теперь вспомним, как мы заплатили 1300 евро на троих за апартамент на две недели на Новый год во французском городке Тинь, из которого до подъёмников почему-то идти было ближе, до супермаркета вообще рукой подать, а количество и качество подъёмников и трасс сравнивать просто бессмысленно, и получится, что в Кировск имеет смысл ехать только при наличии острого желания покататься в апреле, или когда финансы в принципе не позволяют заплатить за жильё больше.

Но это если сравнивать с Кировском, а если с Красной Поляной, скажем, то тамошние 800р в день (в лучшем случае!) за койку плюс порядка 1000р в день за ски-пасс уже вплотную приближаются к европейским ценам, а качество, увы и ах, продолжает оставлять желать много лучшего. А ведь есть ещё кормёжка, и тут соотношение вообще не в нашу пользу: при практически сравнимых деньгах европейская еда у нашей выигрывает вчистую. Можно понадеяться, что со временем ситуация на наших курортах улучшится — рассказывают, что на Домбае и Эльбрусе появились-таки гондольные подъёмники, пропускная способность которых позволяет радикально сократить размеры очередей, однако до появления на Кавказе европейского проката, европейского качества кухни и продуктовых магазинов для желающих готовить самостоятельно, к сожалению, ещё далеко.

Куда податься?

Не буду утверждать, что в Альпах хорошо всё и везде. Курорты отличаются и по направленности (для пляжников или для лосей), и по разнообразию, и по сопутствующей инфраструктуре. Кроме того, стоимость доставки тоже может варьироваться достаточно значительно. Для тех, кто хочет найти оптимум и не ставит при этом задачи попасть на совершенно конкретный курорт, могу порекомендовать на начальной стадии планирования параллельно смотреть авиабилеты и стоимость апартаментов, поскольку это две существенных составляющих цены. Если вы найдёте удачное сочетание, альпийский отдых может оказаться чуть ли не дешевле российского, но, как я уже упоминал выше, нужно не полениться заодно изучить схему трасс курорта, чтобы осознать, каковы перспективы вашего размещения. Например, в феврале 2008 года мы очень дёшево сняли апартамент в швейцарской деревушке Торгон, но чтобы попасть из неё в зоны, где катание становилось по-настоящему интересным, приходилось преодолевать минимум три подъёмника. С другой стороны, жить по расценкам российского курорта, а за три подъёма оказываться в совершенно других условиях катания — это совсем неплохо, не правда ли?

Но вернёмся к аэропортам. Вокруг Альп не так уж много аэропортов, все они наперечёт. Есть всего 4 крупных аэропорта: это Мюнхен, Милан, Женева и Цюрих, их используют для попадания на австрийские, итальянские, французские и швейцарские курорты, соответственно. Особняком стоит Венеция, из которой едут в Доломиты: поток туристов собственно в Венецию создаёт серьёзную конкуренцию тем, кто хочет найти дешёвые билеты на это направление.

Есть довольно много аэропортов поменьше, в которые может быть мало регулярных рейсов (и они дороги), но могут найтись распродажи или чартеры. Для Австрии это Иннсбрук и Зальцбург, а также немецкий Штутгарт, для Швейцарии Берн, для Франции Гренобль, Анси (Annecy) и Шамбери, а в Италии также летают в Турин ли Верону. Все эти альтернативы находятся на уровне вариантов "наудачу", за 5 лет нам ни разу не довелось ими воспользоваться.

Трансфер из аэропортов на курорт и обратно в достаточно большом количестве случаев может быть осуществлён общественным наземным транспортом (железная дорога и автобус), но если в компании есть хотя бы один водитель, часто дешевле и удобнее бывает взять машину напрокат. Помимо возможности не зависеть от расписаний (а бывало, что из апартаментов на утренний рейс приходилось уезжать в 4 утра), это ещё и возможность посетить курорты, расположенные недалеко от курорта базирования.

Далее по проживанию. На любом курорте есть отели, но как правило они достаточно дороги. Помимо отелей встречаются пансионы и гостевые дома (преимущественно в Австрии), а также апартаменты. Апартаменты являются самым дешёвым вариантом размещения на горнолыжных курортах и представляют собой мини-квартиры, т.е. в отличие от отельных номеров позволяют готовить и тем самым существенно экономить на еде. Являясь лакомым кусочком, апартаменты как следствие максимально сложны в заполучении, особенно в высокий сезон (Новый год и февраль), поэтому позаботиться об их бронировании нужно существенно заблаговременно. Достаточно типична ситуация, когда к концу сентября все новогодние каникулы уже раскуплены.

Наконец, прокат. Если кататься только в Европе, обзаводиться собственными лыжами и досками не просматривается ни единой причины: даже на новогодние праздники можно найти оборудование на прокат в пределах 150 евро за две недели, и это будет оборудование того класса, за которое придётся выложить от 400 евро и выше, плюс к тому вы не имеете при перелётах доплат за перевес или негабаритный багаж.

О конкретных курортах и национальных особенностях — в следующем выпуске :)

Ссылка | Что скажете? | Поделиться

Comments {22}

a_zhukovskaya

Горнолыжка в Апреле

from: a_zhukovskaya
date: янв. 16, 2011 01:19 pm (UTC)
Ссылка

Привет! Я хочу уехать катать на первой неделе апреля. Подскажи пожалуйста, куда я могла бы податься, у меня в приоритете Испания и Италия, но честно говоря на счёт первой я сомневаюсь, думаю там в апреле лужи уже будут и цветочки на склонах...

Свои 5 коп. | Развитие

erra

Re: Горнолыжка в Апреле

from: erra
date: янв. 16, 2011 01:22 pm (UTC)
Ссылка

В первой неделе апреля я и в Италии особого снега не ожидаю ) конечно, всё сильно зависит от того, какими будут февраль и март, но в целом в апреле гарантированный снег только в том самом Кировске, что в Хибинах. Если же в Европе, то имеет смысл присмотреться к тем курортам, у которых основная зона катания выше 2000 и/или есть ледник. Кстати, как вариант, в апреле можно в Норвегию катнуть )

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

not there

* * *

from: molly_chan
date: янв. 16, 2011 01:31 pm (UTC)
Ссылка

Очень интересно! Жду следующего выпуска) Особенно хочу послушать про французские курорты.

Свои 5 коп. | Развитие

* * *

from: algm
date: янв. 16, 2011 02:24 pm (UTC)
Ссылка

Ты стал лыжи в прокате брать? Не верю!

Свои 5 коп. | Развитие

erra

* * *

from: erra
date: янв. 16, 2011 02:31 pm (UTC)
Ссылка

В Доломитах в 2008-м брал ) Правда, там же не удержался и купил за те самые 400 евро Salomon X-Wing Tornado прошлого сезона, ибо это весьма адекватная цена за топовый кроссовер (особенно если вычесть VAT Refund).

А Дэн таки полностью перешёл на прокатные и пока не жалеет )

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

Den Nagornov

* * *

from: denaol
date: янв. 16, 2011 09:39 pm (UTC)
Ссылка

Ну, не совсем перешёл - в прошлом году я свои слаломки добивал. В этом году просто неудобно было менять, а так я бы потестил и прикупил бы что глянулось. Кстати, прокатные Фёльки были очень неплохи.

P.S. Доломиты были в феврале 2009-го.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

erra

* * *

from: erra
date: янв. 17, 2011 06:02 am (UTC)
Ссылка

да, год я попутал )

а вот зачем покупать лыжи, если ты не собираешься в обозримом кататься на просторах нашей необъятной, я не втыкаю

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

Den Nagornov

* * *

from: denaol
date: янв. 17, 2011 09:05 am (UTC)
Ссылка

С нынешней тенденцией отношения к багажу, конечно, идея теряет привлекательность. Но если цена хорошая, то оно того стоит. С мультиком можно попробовать поймать цену в самом конце сезона.

Ну и да - я неспешно хочу в не очень высокий сезон на Кавказ взглянуть - горы, как ни крути, там правда интересные, а с подъёмниками медленно, но что-то налаживается.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

erra

* * *

from: erra
date: янв. 17, 2011 09:56 am (UTC)
Ссылка

в не очень высокий — это когда? Когда снега нет? )

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

Den Nagornov

* * *

from: denaol
date: янв. 17, 2011 12:53 pm (UTC)
Ссылка

Не, я уже так попадал - не хочу больше)
А не очень высокий - это либо середина декабря, когда снег выпал, но народ ещё не просёк фишку и занят предновогодними хлопотами, либо после новогодних каникул, когда снег уже почти наверняка есть, а народ работать, а студенты не успели понаехать, т.к. сдают сессию.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

erra

* * *

from: erra
date: янв. 17, 2011 03:23 pm (UTC)
Ссылка

В текущих наших реалиях ни то, ни другое в обозримой перспективе нереально ) ну разве что работа и деньги резко кончатся. Ну просто потому, что если у меня в конце января будет много времени, я скорее с Шишковым на Монте Розу поеду )

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

Den Nagornov

* * *

from: denaol
date: янв. 17, 2011 10:16 pm (UTC)
Ссылка

С этим не поспоришь, да. Но на 3-4 дня в начале декабря я может и смогу выбраться. Другой вопрос, что снега ещё может не нападать.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

Чудо

* * *

from: miracolo
date: янв. 16, 2011 03:53 pm (UTC)
Ссылка

мне недавно посоветовали Андорру, как хорошую альтернативу Альпам (название гор там не знаю!) Что ты знаешь об этом?

Свои 5 коп. | Развитие

erra

* * *

from: erra
date: янв. 16, 2011 06:32 pm (UTC)
Ссылка

Про Андорру тебе denaol может рассказать много, я лично там не был. На мой взгляд, у Андорры есть два больших недостатка:

1. Зона катания относительно небольшая и притом плотно забита чайниками.
2. Туда не летают регулярные рейсы.

Эти два фактора в совокупности заставляют меня не рассматривать Андорру всерьёз. Конечно, со временем эта диспозиция может измениться.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

Den Nagornov

* * *

from: denaol
date: янв. 16, 2011 09:52 pm (UTC)
Ссылка

Ага-ага, могу рассказать. Альтернатива, возможно, очень неплохая, вопрос в том, что нужно от катания.
Горы в Андорре - Пиренеи :)
А про аэропорты Сева погорячился, конечно. В Андорру добираются через Барселону, куда регулярных (да и чартерных тоже) рейсов хватает. Другой вопрос, что тут ситуация как с Венецией - направление популярно не только для горных лыж.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

erra

* * *

from: erra
date: янв. 17, 2011 06:04 am (UTC)
Ссылка

Я чего-то грешным делом думал, что там собственный аэропорт. Если через Барселону, тогда с точки зрения аэропорта вариант ничем не плох ). А вот по количеству и сложности трасс, насколько я понимаю, там скучновато.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

Den Nagornov

* * *

from: denaol
date: янв. 17, 2011 09:14 am (UTC)
Ссылка

Не-не, Андорра - очень маленькая страна, аэропорт не поместится :)
По трассам - верно, нам с тобой там, конечно, скучновато будет.
Была бы Барселона хотя бы в двух, а не четырёх часах езды - был бы идеальный вариант съездить разок-два в сезон на выходные.

А, ещё для пляжников-шопоголиков это идеальный вариант: с утра пара спусков на лыжах, потом позагорать в обнимку с глинтвейном, в 2 часа домой, в 4 - спуститься в столицу и шопиться-шопиться-шопиться (Андорра - это duty free территория)

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

Den Nagornov

* * *

from: denaol
date: янв. 16, 2011 09:29 pm (UTC)
Ссылка

Для Франции есть ещё Лион (Lyon) - вполне рабочий вариант для AF через Париж.
Трансовский чартер в 2005 году мне удалось сцапать, но сейчас я так бегать буду разве что при каком-то пожарно-срочном случае. Хотя надо отметить, что чартеры медленно, но верно появляются в интернете, да и некоторые авиакомпании начинают соображать, что регулярный прямой рейс в выходные до Зальцбурга в сезон - это гарантированно на 100% забитый самолёт.
Вообще, конечно, жаль что нашему SkyExpress-у пока ещё далеко до уровня европейских дискаунтеров.

Свои 5 коп. | Развитие

erra

* * *

from: erra
date: янв. 17, 2011 05:59 am (UTC)
Ссылка

У нас ещё АвиаНова есть, не знаю, получится ли у неё стать настоящим дискаунтером. Но с учётом того, что настоящие дискаунтеры просят приплачивать за каждый чих, горнолыжная поездка (то бишь, с багажом) может оказаться тоже не вельми выгодна.

Впрочем, регуляры тут потихоньку начинают переходить на формат "одно место багажа на брата" и брать вполне существенную доплату за второй чумадан (лыжи), что существенно нивелирует разницу.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

Den Nagornov

* * *

from: denaol
date: янв. 17, 2011 08:52 am (UTC)
Ссылка

Да, с багажом начинается засада, радостная заметка "We've simplified our baggage rules" в onboard журнале у чехов меня никак не порадовала. Чартеры с обычным правилом "пара лыж бесплатно", конечно, выглядят более выгодно.
С другой стороны, 10..20 евро за +1 "чемодан" в 10 кг кажутся разумной альтернативой нынешней грабительской десятке за 1 кг

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

erra

* * *

from: erra
date: янв. 17, 2011 09:18 am (UTC)
Ссылка

Это правда — если это 10-20 евро. United Airlines на перелёте через океан брала $50.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

erra

* * *

from: erra
date: ноя. 12, 2012 09:07 pm (UTC)
Ссылка

Как однако быстро всё меняется. Уже нет ни АвиаНовы, ни СкайЭкспресса.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие