?

Log in

No account? Create an account

троянский конь тебе товарищ

« previous entry | next entry »
июн. 6, 2004 | 03:20 am

Фильм-то, в общем-то удался, спору нет, но в очередной раз Голливуд неласково обошёлся с легендами и мифами (на сей раз Древней Греции), в очередной раз по-американски простодушны и линейны герои и небрежны декорации. Конечно, можно не приглядываться к деталям - да что греха таить, практически никто к ним и не приглядывается. Потому и процветает подобная линейность. И только когда попадаются на глаза истинные режиссёрско-операторские шедевры (да хоть бы тот же Robin, The hooded man английского производства с музыкой Clannad), и тогда понимаешь, насколько разные уровни может демонстрировать это самое, которое называют киноискусством.


Но я отвлёкся. Фильм, как водится, называется "Троя", однако в центре внимания в-основном находится Ахилл (в переводе названный Ахиллесом на римский манер). Ну ничего, нам в общем не привыкать, вирусов известной категории нынче тоже все называют троянцами, хотя троянского коня подсунули как раз греки.

Так я о чём - свой вредный характер Брэд Питт... ой, то есть Ахилл проявляет в самом начале фильма, зверски замочив здоровенного бритоголового мужичину и в ту же секунду отказавшись повиноваться Агамемнону, настойчиво претендующему на роль всегреческого управителя. Засим он почитает свою миссию оконченной и удаляется, а троянцы зачем-то плывут заключать мир со Спартой (ну в принципе, почему б и не заключить, пусть себе орут "Спартак - чемпион", лишь бы на троянском рынке не буянили) и заключают его так хорошо, что Леголас... ой, опять вырвалось, Парис, то есть - соблазняет молодую жену спартанского царя Менелая Елену Прекрасную, урождённую эстооннку (иначе с чего бы ей так тормозить перед признанием очевидных последствий её побега? - впрочем, романтически настроенные личности склонны списывать это на любовь), так что наутро после отплытия троянцев на родину сия златокудрая обнаруживается в трюме и выглядит притом вполне свежо (вообще тотальная выбритость отдельно взятых Ахиллесов с Парисами - это тема для отдельной медитации, лучше мы это трогать не будем). Ещё бы мне кто объяснил, почему торжественно-развесёлый спартанский музон подозрительно напоминает ирландскую волынку - видать, Патрик - это такой Спартак в дружеском переводе. Ну да бог с ней, с волынкой, хоть в кадре не появляется - и ладно.

Далее, как говаривал один закадровый персонаж в мультфильме "Падал прошлогодний снег", то лепится, а то нелепица. С непостижимой скоростью (по субъективному времени зрителя это дни, в лучшем случае и при очень хорошем воображении недели) формируется армада Объединённого Греческого Флота под началом Агамемнона (вообще-то на это ушли месяцы интриг и споров), Боромир... всё-всё, больше не путаю! - Одиссей - уламывает походя (боже, что за тупорылый, прости господи, у них Улисс получился - аж противно!) Ахилла пойти на войну, тот перед отлётом отплытием интересуется у своей маменьки, речной богини Фетиды (неназванной по имени, почему-то седой и имеющей дар прорицательницы) своей судьбой, начисто забыв поинтересоваться судьбой горячо любимого братца, мирмидонская Дюдюка галера на три кабельтова опережает весь греческий флот и геройски принимает бой и гёрл на дистанции от побережья до Храма Аполлона (каковой в позе Будды с луком и почему-то из золота, легко перешибаемого мечом, сидит на пороге и по-буддистски бесстрастно смотрит на осквернителей).

Вообще божественная тема в этой ленте не просто нераскрыта, а скорее даже закрыта и запечатана в лучших традициях соцреализма - есть какой-то там храм и какие-то там боги, которым вроде как и поклоняются, но нигде они так и не появляются и о себе знать ничем не дают. Наверное, христианская церковь изрядно забашляла Вольфгангу Петерсену за отсутствие порочащих более молодую религию сведений, или у него кончился бюджет на спецэффекты, иначе чем объяснить невнимание к такой зрелищной теме, как участие богов в войне на стороне троянцев, я не знаю, да и канонический сюжет о Яблоке Раздора как причине войны у стен Трои упустить было... вполне по-американски, словом.

Далее войнушка разыгрывается в три с половиной хода: греки напали, троянцы отбились, троянцы напали, греки отбились, греки подложили свинью, то есть коня, - и всё это с небольшими промежуточными междусобойчиками типа "Парис против Менелая" или "Ахилл против Гектора". Букмекеры должны были быть недовольны. Для соответствия легендам оставлено несколько ключиков типа "Гектор убивает Менелая, потому что тот сам нарвался", "Гектор убивает Аякса, потому что тот тоже сам нарвался" (честно говоря, это очень трудно разглядеть, не говоря уж о том, что Аякс в ленте вовсе не представлен зрителю, равно как и другие ахейские мужи за редким исключением - ну не любят американцы всех этих лишних деталей), "Гектор убивает Патрокла, приняв его за Ахилла" (между прочим, по легенде за спиной каждого из них в этот момент стоял один из олимпийцев, и вся эта битва была спровоцирована богами с целью не дать прекратить войну), "Приам приходит в лагерь к Ахиллу просить у него тело Гектора" - эта сцена, пожалуй, единственная, вызвавшая у меня некоторое уважение к режиссёру, и то с натяжечками.

До кучи у Ахилла обнаруживается ещё и собственный предмет страсти в виде угодившей в плен к грекам дочки Приама Брисеиды, жрицы Аполлона (гениальный замысел режиссёра, не иначе), которая зачем-то пытается в какой-то момент Ахилла зарезать (легенду о том, что Ахилл в младенчестве был купан Фетидой в Стиксе, после чего стал неуязвим для оружия во всех местах, кроме пятки, за которую она его держала, в том же соцреалистическом ключе нигде не упоминают). Впрочем, это намерение не мешает ей через минуту буквально уже оказаться под ним - воистину, ода женскому непостоянству. Формируемая подсознательно модель: если женщина приставила Вам к горлу нож, она Вас хочет, не хотела бы - просто сразу зарезала б.

Чтобы не делать сюжет уж совсем дырявым, Ахилл отправляет доченьку вместе с папочкой, а сам остаётся ждать непонятно чего. Авторство идеи с конём в фильме благополучно замолчано - и неудивительно, этот недалеко ушедший от Боромира Одиссей (ну так, причёску поменял) вряд ли был бы способен на такую хитроумицу. Да и не любят американцы лишних деталей, как уже было сказано, кому какое дело, по сути, кто там этого коня придумал - может, и Ахилл, раз уж он у нас герой главный, вам-то что?

Поскольку легенда и так уже перекручена так, что дальше некуда, и Ахилл вроде как ещё жив, "повод" для отплытия греков придумывают простой и незамысловатый - чума. Да простят меня ревнители мифов, не помню я там про чуму, хоть ты тресни, ни единого словечка.

Ну да ладно, Приам (весь фильм выглядящий совершенно выжившим из ума, за редкими исключениями) игнорирует совет младшего (и теперь единственного) сыночка и слушает опять какого-то муда жреца, который уже однажды посоветовал напасть, когда Гектор был против. В результате подарочек не сжигают, не оставляют на побережье на испытательный срок, не высылают масштабную разведку по окрестностям и не беспокоятся пропаже разведчика, увидевшего греческие корабли в засаде, а срочно организуют катки и на своём горбу втягивают конину в город (что-то мне там помнится ещё про его размеры и про то, что часть стены пришлось разобрать, нарушив таким образом охраняющее заклятие, ну да боги Олимпа с ним, сказано же - никакой мистики) и оставляют безо всякого присмотра.

Греки, конечно же, не будь дураки, дожидаются ночи, вылезают, режут стражу, открывают ворота для подмоги, и тут же начинается развесёлая рубиловка с поджогом ценного имущества. Троя горит, Агамемнон, словно не видя этого, призывает Трою жечь (оглянись, дурилка, процесс уже идёт), Ахиллес рвёт когти на свидание с возлюбленной, попутно прибивая тех, кто пытается мешать. а Парис тем временем передаёт Главный Троянский Меч некоему Энею, вслед за женщинами и детьми уходящему через подземный ход, после чего отправляется на поиски сестрицы. Вспомнив чуть ранее, что в прошлом фильме он был Леголасом, он наконец-то берётся за лук со стрелами и начинает демонстрировать умение им пользоваться.

Сестрица его тоже времени даром не теряет и в обмен на предложение побыть рабыней режет Агамемнона примерно так, как по легенде сделала это Клитемнестра, жена Агамемнона, по его возвращении (но не растягивать же из-за какой-то там легенды фильм?) Сразу после этого подгребает Ахилл, как раз вовремя, чтобы замочить двух оставшихся греков (по-американски безымянных) и распахнуть свои объятия любимой. Именно этот момент и застаёт Парис, истолковав его превратно (а как ему ещё было истолковывать, если легенда требует, чтобы он Ахилла пришилл), и первой же стрелой прошивает Ахиллу драгоценную лишённую суперзащиты лодыжку.

На самом деле именно эта рана и является для Ахилла смертельной, но зрителю-то этого в двух словах не объяснишь - и потому Парис начинает прикидывать, какая из Ахилла выйдет подушечка для булавок, на примере стрел, игнорируя поступающие от сестрёнки программные прерывания. Стрел оказывается не так уж и много, штуки три-четыре (хотя все должны были отлететь, ибо в грудь и живот, однако ), но Ахилл наконец обламывается идти и решает посидеть, а Брисеида наконец решает закрыть любимого телом ну и вообще явно сигнализировать, что эта тушка ей небезразлична. Ддоо Паариисаа наччинаает дохходиить, что онн что-тто сделаал нне ттоо...

Но времени сопли жевать уже нету, фильм кончается, посему все расходятся: Парис с сестрёнкой к эваковыходу на следующий уровень, Ахилл отбрасывает коньки, камера поднимается от лужайки вверх, захватывая панораму изрядно подожжённого города торжественно-оптимистической музыкой - не иначе, самое время, все умерли.

Читайте, пожалуй, Куна "Легенды и мифы Древней Греции" - куда как интересней написано.

Ссылка | Что скажете? | Поделиться

Comments {6}

хорошо, что Гомер был слепым!

from: symbolon
date: июн. 8, 2004 10:46 am (UTC)
Ссылка

хорошо, что он умер давно, даже если слепым он и не был...

Кун - всегда! он даже египетскую мифологию под неокрепший мой ум адаптировал )))

Свои 5 коп. | Развитие

* * *

from: kellynow
date: июн. 11, 2004 09:09 pm (UTC)
Ссылка

Изумительно охватили весь полет голливудской мысли. :))
Что говорить, и сын мой сидючи рядом, сказал, что жуть как переврали всю мифологию.

Свои 5 коп. | Развитие

erra

Re: строго говоря, я был неправ, конечно

from: erra
date: июн. 14, 2004 08:54 am (UTC)
Ссылка

Голливуд снимал не мифологию, а якобы историю, те события, из которых могли впоследствии вырасти мифы. И в этом плане у него даже неплохо получилось.

Но! Главная претензия к фильму - неряшливость и схематичность деталей - от этого никуда не денется. Нарисованный мир оживает тогда, когда художник помнит о травинках и мошках. Фильм обретает черты реальности тогда, когда есть нечто большее, чем пяток главных героев и массовка.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

Re: строго говоря, я был неправ, конечно

from: kellynow
date: июн. 14, 2004 11:18 am (UTC)
Ссылка

Конечно, никто не претендует на достоверное воспроизведение. Это все-таки не документальныы фильм. Но ляпы иногда были крупноваты и для художественного фильма. Соглашусь: гениальное - в деталях. :)

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие

A.M.

* * *

from: aisance
date: июн. 21, 2004 07:40 am (UTC)
Ссылка

Согласна полностью с такой критикой, но обо всем этом я подумала уже после того, как фильм закончился, сразу вспомнились мифы,образы,какая-то обида, что все так переврали...Но, во время,я была под впечатлением: красивый фильм, яркие моменты, заранее известный финал..думаю, на это фильм и был рассчитан, а никто не стремился отразить в нем историю в полном объеме..Такие фильмы тоже иногда нужны, например, таким эмоциональным барышням, как я)

Свои 5 коп. | Развитие

erra

а что есть история в полном объёме?

from: erra
date: июн. 21, 2004 07:49 am (UTC)
Ссылка

американцы-то как раз попытались надавить на исторический аспект, убив (не побоюсь этого слова) мифологический. Ну да и ладно бы, я не против, трактовка как трактовка. Плач мой не о том, а именно о примитивизме, возведённом в ранг искусства. Искусство по-американски - это построить десять тысяч человек в массовку, нарядив их в одинаковые доспехи, и забыть при этом назвать по имени всех, кроме самых главных героев. Типа, чтобы сознание среднего американца не отягчать ненужными подробностями. И до того много всяких деталей у них записано в ненужные подробности, что становится грустно.

Не к ночи будь помянутый Питер Джексон с его экранизацией Толкиена, как я теперь понимаю, выжал из Голливуда максимум деталировки, на которую в нём в принципе способны, и то в режиссёрских версиях - ибо в прокатных детали за редким исключением пошли под форматный нож.

Свои 5 коп. | Предыстория | Развитие