?

Log in

No account? Create an account

Голландские дороги

« previous entry | next entry »
авг. 9, 2008 | 10:41 pm
местность: Den Haag

Голландские дороги прекрасного качества, но это не имеет никакого значения, если на дороге пробка. О пробках, впрочем, заранее предупреждают информационные табло, но иногда их негде объехать, особенно вечером пятницы. По обочинам у голландцев ездить не принято, да и штрафы за нарушения весьма немаленькие, а если тебя пять раз поймали за превышение скорости, права отбирают навсегда, без права восстановления. И это правильно.

Почти у каждого голландского водителя есть GPS-приёмник, в который загружены карты с указанием радаров, качества покрытия и прочих подробностей. Не то чтобы иначе было не проехать, но с такой штукой проще, особенно на развязках, которые ты не знаешь, потому что иначе своевременно занять нужный ряд может быть сложно. Впрочем, к месту встречи — белой колонне на площади Dam — мы прибываем с опозданием всего на 10 минут, и то потому что припарковались чуть дальше, чем собирались. Кстати, парковки в центре Амстердама очень даже недешёвые, 4.80 евро в час.

Обед пролетает как-то незаметно, ребята болтают о голландской жизни (я познакомил одних своих голландских друзей с другими, и они обмениваются впечатлениями). Например, в RIPE NCC недавно читали курс о мультикультурной среде, из которого можно было почерпнуть много забавного. Скажем, англичанин из вежливости приглашает заходить в гости как-нибудь, а голландец в ответ на это достаёт ежедневник и говорит: "Когда? Я свободен в среду и пятницу вечером". Англичанин приходит в шок, а деваться-то и некуда, за язык никто не тянул. А если англичанин говорит "давайте обсудим эту тему позже", на самом деле он имеет в виду, что разговор этот дурацкий, и возвращаться к нему не нужно вовсе.

О ежедневниках. Здесь они называются agenda, и они есть у каждого голландца. Школа присылает родителям официальное письмо, в котором сообщает, что использование детьми ежедневника обязательно. Если голландцу нужно встретиться с родителями или обсудить раздел имущества с бывшей супругой, он должен занести это мероприятие в ежедневник. Никакой спонтанности. Да что там - на те же курсы голландского языка нужно записываться за полгода вперёд. Если вы не в состоянии спланировать себе курсы через полгода, вы к жизни в Голландии ещё не готовы. К врачу, за исключением случаев экстренной помощи, тоже нужно записываться заранее. Не удивлюсь, если у парикмахеров тоже есть ежедневники.

Но хватит о голландцах, скажем лучше ещё пару слов об Амстердаме. Больше не получится, потому что в Амстердам мы приехали буквально на пару часов: на обед с друзьями (поскольку все русские, договориться получилось сравнительно быстро, всего за день) и купить пару сувениров. Цветочный рынок неизменно прекрасен, всюду луковицы тюльпанов, калл, амариллисов, бегоний, и так далее (я не садовник, я просто знаю несколько умных слов). Чешка, которая летела рядом со мной из Праги в Голландию, рассказала мне, что размеренные квадраты голландских полей весной бывают всех цветов, каких бывают в Голландии цветы, но в августе таким зрелищем уже не полюбуешься.

По дороге из Амстердама в Гаагу (а ещё лучше из Гааги в Амстердам) можно поймать момент, когда над машинами проезжает самолёт, а то и несколько — совсем рядом Schiphol, аэропорт Амстердама. Кроме того, погода по дороге (да и в города) может измениться за 5 минут: вот только что светило солнце, а уже ливень, а ещё через 10 минут снова солнце.

В Гааге вечером солнечно, но пока я собрался выйти из дома, уже начало темнеть, так что поснимать удаётся немного. Уже в темноте, у пруда Hofvijver в самом центре, наше внимание внезапно привлекает мощный птичий галдёж. Присмотревшись, мы обнаруживаем, что одно из деревьев на островке густо усеяно зелёными попугаями. Затрудняюсь предположить, что именно привело их сюда, но зрелище потрясающее. Узкие улицы с кабаками по обе стороны наличествуют, но столики на середину улицы никто не выставляет, теоретически сохраняется даже возможность для проезда машин.

Офис HiSpeed огорчает новостью: за билет до Дюссельдорфа пришлось заплатить 55 евро. Оказывается, льготный тариф (29 евро) доступен не менее, чем за 2 недели до отправления. Впрочем, голландцам с их ежедневниками это явно проблемы не составляет. Центральный вокзал Гааги тупиковый: здесь есть только поезда, для которых Гаага — это конечная станция. Остальные поезда идут через Den Haag HS.

На следующее утро мы отправляемся через полстраны в Зеландию, страну озёр и дамб, где голландцы от мала до велика предаются сёрфингу, кайтингу, яхтингу и так далее. Два часа езды туда и полтора обратно ради двух часов на месте — это удовольствие не для всякого, но нас всё устраивает. Инструктор, весёлый голландский парень, объясняет нам теорию по-английски: некоторые детали отличаются от того, чему меня учил русский инструктор в Хургаде, но тем интереснее. После выхода на воду обнаруживается первая засада: волны! В том лягушатнике, в котором мы тренировались в Египте, волн не было. Тем не менее, обрести баланс вскоре удаётся, и отзанимавшись с инструктором, мы ещё час рассекаем по заливу.

Наконец, мы устаём, а ветер усиливается, да и домой пора. По дороге домой главное — не уснуть. К тому же призывают информационные табло на автобанах. Они всегда это делают по субботам. По пятницам они призывают не пить за рулём. На карте Голландии встречаются знакомые названия: Маасдам, Гауда... Практически в каждом городе собственная сыроварня. Мне, правда, всё равно больше нравятся французские и швейцарские сыры, но любитель сыра в Голландии определённо не пропадёт.

По дороге мы проезжаем Делфт — здесь делают фарфор. Может быть, Гжели и есть чем гордиться, но в Делфте всё то же самое делали намного раньше. Да ещё и куча слов в русском языке, оказывается, заимствованы из голландского (например, швабра).

В Гааге погода окончательно испортилась, так что прогулка по центру отменяется. В лучших традициях кальвинизма ужинаем дома и ложимся спать. Между тем завтра уже в аэропорт и обратно в Москву.

Метки:

Ссылка | Что скажете? | Поделиться

Comments {0}